Кандидат лишь на бумаге: почему ЕС перегородил Грузии дорогу в Европу

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik, Олег Джагаев
На этой неделе Еврокомиссия (ЕК) признала Грузию лишь "номинальной" страной-кандидатом в Евросоюз, обвинив ее в "отступлении от демократии". По мнению членов ЕК, продолжающийся в Грузии откат от принципов демократии не позволяет считать Тбилиси никаким иным кандидатом в ЕС, кроме как номинальным.
О том, почему Евросоюз фактически остановил процесс приема Грузии в ряды объединения, отразится ли как-то решение ЕК на грузино-российских отношениях и что на самом деле стоит за действиями ЕС и Запада вокруг Тбилиси, Sputnik подробно поговорил с главой информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии, политологом Юрием Вазаговым.

Грузинский поезд в ЕС пущен под откос

По мнению Вазагова, решение Еврокомиссии свидетельствует о том, что перспектива вступления Грузии в ЕС находится в "достаточно подвешенном состоянии". На это, как он отметил, указывает и тот факт, что отношения Тбилиси и Брюсселя в последние 2-3 года последовательно "доводятся до низшей ступени развития", когда один громкий публичный скандал следует за другим.
"И тут, в первую очередь, следует отметить, что правящая в Грузии партия "Грузинская мечта" занимает достаточно принципиальную позицию по этому вопросу. Те условия, которые Брюссель ставит перед Тбилиси, чтобы предоставить желанный статус кандидата, в полной мере не устраивают нынешние власти Грузии, так как они (условия – ред.) по факту означают, что "Грузинская мечта" должна добровольно передать власть тем политическим силам, которые были бы лояльны Евросоюзу. Соответственно, на это нынешние руководители Грузии пойти не могут, поэтому у них с ЕС и возникли достаточно принципиальные расхождения в этом аспекте", – пояснил политолог.
Кроме того, как считает Вазагов, нужно учитывать и то, что сегодня Грузия больше ориентируется на Турцию и сильнее стремится восстановить отношения с США, нежели с ЕС.
"Очень важную роль играют и достаточно тесные экономические завязки с Китаем, поэтому при всех этих раскладах роль Евросоюза, конечно же, становится для Грузии менее значимой. Тут не следует забывать и последнее заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе о том, что Грузия будет ждать до 2030 года, пока в ЕС не изменится нынешняя евробюрократия, чтобы с новыми правящими кругами договориться на своих условиях. Так что, на мой взгляд, каких-либо улучшений в этой ситуации (процессе вступления Грузии в ЕС – ред.) в ближайшие годы не предвидится", – заявил он.
Юрий Вазагов

Поворот к России – что-то из области фантастики

По мнению эксперта, продолжающиеся разногласия между Тбилиси и Брюсселем никак не повлияют на отношения Грузии с Россией. Он подчеркнул, что прозападное лобби в Грузии остается достаточным сильным, поэтому ожидать поворот страны к России не следует.

"Реальность такова, что в Грузии на самом деле большая часть населения страны четко ориентирована на Запад. После того как Грузия объявила независимость и взяла курс на евроатлантическую интеграцию, фактически все госструктуры страны были переформатированы по западным лекалам, и достаточно большое количество западных фондов и НПО провели за прошедшие 30 с лишним лет очень плотную работу с молодежью и другими ключевыми сегментами грузинского общества, сформировав себе достаточно прочную платформу влияния. Так что, основная масса населения Грузии, грубо говоря, плотно зомбирована западной пропагандой и по-прежнему достаточно агрессивно относится к России, страдает русофобией. Поэтому в такой ситуации резкий разворот Грузии в сторону России выглядит чем-то из области фантастики", – считает Вазагов.

В то же время, как отметил политолог, нынешнее руководство Грузии прекрасно осознает, что какой-либо новый конфликт с Россией не закончится ничем хорошим для страны.
"Они понимают, что вся эта агрессивная русофобия может лишь привести к очередному конфликту с Россией, который, в свою очередь, будет иметь очень негативные последствия для Грузии. Поэтому грузинские власти лавируют, стремятся удержать внутриполитическую ситуацию в стране, стремятся в то же время избежать конфликтов с Россией и развивать эти крупные транзитные проекты", – пояснил собеседник агентства.
Протесты как отражение внешних интересов. Что на самом деле стоит за беспорядками в Грузии

Стабильность в ближайшие годы Грузии не грозит

Как считает Вазагов, сегодня Тбилиси находится в достаточно сложной ситуации из-за "очень сильных" прозападных настроений среди грузинского общества, значительное ослабление которых, по его мнению, в ближайшей перспективе практически невозможно.

"Здесь мы еще должны учитывать тот факт, что если USAID и другие американские структуры прекратили финансирование проектов в Грузии, то, к примеру, по линии немецких и британских фондов, наоборот, пошло увеличение финансирования. Вся эта турбулентность внутри Грузии должна продолжаться достаточно длительный промежуток времени", – сказал политолог.

Единственной преградой, которая пока не позволяет Западу окончательно дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Грузии, по мнению Вазагова, является отсутствие в рядах грузинской оппозиции каких-либо популярных политиков и сильных лидеров, способных объединить вокруг себя массы людей.
"Тем не менее, вся эта ситуация представляет собой угрозу для Грузии и является достаточно мощным фактором дестабилизации. Я думаю, что стабильности в ближайшие годы в Грузии не будет, поскольку западные страны целенаправленно продолжают расшатывать обстановку внутри республики и пытаются держать власти страны в постоянном напряжении, давлении, чтобы ограничивать им свободу рук в сфере внешней политики", – подчеркнул он.
Галузин: США и ЕС пытаются давить на Абхазию и Южную Осетию

ЕС нужна смена руководства Грузии

По мнению политолога, признав Тбилиси "номинальным" кандидатом на членство в ЕС, Брюссель делает прямой намек грузинскому обществу.
"Евросоюз открыто намекает грузинам, что им нужно сменить власть в стране, и тогда их статус перейдет из разряда "номинальный" в реальный, фактический", – объяснил он.
Подобный подход, как считает Вазагов, в очередной раз наглядно доказывает, что ЕС "на волне агрессивной русофобии" в последние годы превращается в тоталитарную организацию.
"Мы должны обратить внимание на Молдову, где граждан страны полностью лишили права выбора, навязав им своего кандидата, где проводится зачистка всех конкурентов. То же самое европейцы планировали сделать и в Грузии, но там еще свежи воспоминания о конфликте с Россией в 2008 году, и пока что большая часть населения страны не хочет повторения этого опыта. Поэтому сопротивление тому, чтобы вновь не стать марионеточным образованием, как это было в годы правления Михаила Саакашвили, в Грузии еще достаточно сильное", – заявил собеседник агентства.
Госпереворот в Грузии создал бы серьезные риски для Южной Осетии - политолог

Грузия – часть большой мозаики

Говоря о том, что на самом деле сегодня вокруг Грузии, Вазагов подчеркнул, что действия Брюсселя в отношении Тбилиси необходимо рассматривать в контексте общей политики Запада, проводимой им против России.

"Запад рассматривает Грузию и другие закавказские страны как очередные форпосты против России, с помощью которых он хочет полностью выдавить ее из региона и получить свободу рук в Средней Азии. Параллельно с этим ЕС, Великобритания и США активизируют работу со странами Средней Азии – буквально сегодня, 6 ноября, намечен саммит Дональда Трампа с участием лидеров среднеазиатских республик. Все эти процессы происходят в одном русле, в рамках одной канвы, то есть их нужно рассматривать в комплексе. Поэтому то, что сегодня происходит в Грузии и вокруг нее, – это только часть общей мозаики", – заявил политолог.

Вазагов добавил, что именно из-за стремления выдавить Россию из Закавказья и увеличить свое влияние в Средней Азии Евросоюз и Запад в целом продолжат пытаться "любой ценой" изменить внутриполитическую ситуацию в Грузии.
"И в ближайшие годы они от этой задачи не откажутся", – резюмировал эксперт.