Прямой конфликт между Израилем и Турцией маловероятен, но есть вероятность гибридной войны на территории Сирии. Такое мнение Sputnik высказал эксперт по Турции Яшар Ниязбаев.
Глава МИД Турции Хакан Фидан ранее призвал ЕС и ООН остановить Израиль во избежание краха международной системы безопасности. Кроме того, турецкие аналитики заявляли о возможной военной атаке Израиля на Турцию, которая поставила бы под вопрос эффективность механизма коллективной обороны НАТО и могла бы подорвать сдерживающий потенциал альянса.
ООН давно дискредитирована
Ниязбаев отметил, что не стоит ожидать серьезных действий со стороны ЕС и ООН после такого обращения, но в любом случае это важно для ведения диалога. Евросоюз, по его словам, влиятельное объединение, которое сотрудничает с Израилем, и при желании могло бы повлиять на Израиль, хотя степень такого влияния остается под вопросом. Что касается ООН, эта организация, подчеркнул он, уже давно подвергается критике за свою неэффективность и давно дискредитирована.
Он отметил, что заявления главы ООН зачастую имеют декларативный характер и не приводят к реальным изменениям.
"Мы видим, что время силы права отошло на второй план, а на первый вышла сила сильного. А здесь сильный – это США. А США молчит, более того, каждый раз поддерживает Израиль, что бы там ни было, кроме каких-то заявлений, "мне не понравилось, мы никак с этим не связаны, это нехорошо". Люди не дураки и понимают, что такая ситуация свидетельствует о том, что ООН утратила свое влияние и превратилась в организацию, существующую лишь формально", – сказал он.
Эксперт уверен, что настало время для обсуждения новых гарантий безопасности для всего мира и создания более влиятельной организации, которая могла бы предотвратить повторение ошибок прошлого, как это было в 30-е годы с Лигой Наций.
Израиль не заинтересован в конфликте с Турцией
Говоря о возможности того, что Израиль может предпринять активные военные действия против Турции, он отметил, что Израиль не заинтересован в конфликте с Турцией.
"Мы видим, что на действия Израиля, например, в Катаре, не было никакой серьезной реакции. Единственное, могут быть какие-то слабые заявления. Возможно, она себе бы это позволила (атаку на Турцию – ред.). Но зачем ей это делать? Я не думаю, что Израиль хочет воевать с Турцией, хочет конфликтовать. Насколько я понимаю, они бы хотели, чтобы Турция как раз не вмешивалась в дела Израиля", – сказал эксперт.
Ниязбаев заметил, что исторически отношения между Турцией и Израилем были довольно хорошими до 2009 года, "можно сказать, самые лучшие в исламском мире". Он напомнил, что израильские военные активно сотрудничали с турецкими коллегами, проводя совместные учения на территории Турции.
По его словам, обе стороны осознают мощь друг друга и понимают, что открытое противостояние было бы бессмысленным. Тем более, что Турция является членом НАТО, что добавляет дополнительный уровень сложности в возможные военные действия.
При этом эксперт не исключил вероятность гибридной войны на территории Сирии.
"Потому что Турция четко обозначила свои красные линии и заявила, что не допустит разделения Сирии. А Сирию разделяют, с одной стороны Израиль, который поддерживает друзов, и США, которые поддерживают курдов. Поэтому Сирия на самом деле сейчас нецелостная. Вот на этой территории какие-то конфликты гибридные, наверное, возможны", – сказал Ниязбаев.
Что касается отношений между Турцией и Западом, то активная критика Израиля со стороны Турции, несмотря на то что она является членом НАТО и кандидатом в ЕС, действительно может привести к напряженности, полагает он.
Здесь эксперт напомнил о попытках Турции получить европейские истребители, которые натолкнулись на некоторые преграды, которые как раз могут быть связаны с ее позицией по Израилю.
"Потом все-таки о чем-то как-то договорились. Может быть, Турция сказала, что ограничится только заявлениями и не будет переходить к каким-либо действиям. Конечно, Трампу тоже не нравится, что у Эрдогана натянуты отношения с Израилем. Это тоже играет роль. Поэтому любые подобные жесткие заявления в адрес Израиля, безусловно, отражаются в ЕС", – сказал Ниязбаев.
По его словам, Турция также понимает, что не соответствует критериям Европейского союза и не намерена выполнять некоторые из требований, которые считает препятствием для своей борьбы с терроризмом. Политический климат в стране тоже меняется, что не соответствует ценностям ЕС. Поэтому в Турции уже давно осознали, что их шансы на вступление в ЕС невелики.
Тем не менее, экономическое развитие страны требует определенных капиталовложений и инвестиций. Поэтому Турция продолжает балансировать между своей риторикой и необходимостью поддерживать экономические связи с европейскими странами и Западом.
"Именно поэтому Турция не переходит определенные границы, как мне кажется", – заметил Ниязбаев.
Нейтралитет Турции более благоприятен для ее развития
Отвечая на вопрос о том, рискнет ли президент Турции Эрдоган пожертвовать своим влиянием в стране ради реальных договоренностей с Западом, эксперт сказал, что всегда имеет место политическая игра, и многое будет зависеть от того, насколько он будет чувствовать себя недооцененным.
"Сейчас, когда экономика находится в трудной ситуации, Эрдоган вынужден принимать меры, которые сильно сотрясают общество: посадки мэров, отмена конгрессов и партий. Это создает негативный фон, но к таким шагам приходится прибегать ради политических соображений. Людей больше всего беспокоят экономические проблемы, и их решение, в значительной степени, зависит именно от привлечения западных инвестиций. Именно поэтому представители Турции постоянно ездят по странам Запада, объясняя, почему стоит вкладываться в их экономику и какие высокие доходы могут быть получены. Если Эрдоган окажется в отчаянном положении, он может пойти на риск. Однако у Турции нет возможности разрывать отношения с внешним миром, так как это было бы экономически крайне трудно", – пояснил эксперт.
Кроме того, продолжил он, исторические события тоже показывают, что нейтралитет Турции более благоприятен для ее развития, чем конфликты.
К тому же арабские страны тоже не в восторге, когда у них плохие отношения с Турцией. В этом контексте Ниязбаев обратил внимание на недавнее заявление Эрдогана, когда он сказал, что арабы, курды и турки — это одно целое, и когда они были вместе, то были сильны, "а стуки копыт наших лошадей пугали европейцев".
Эксперт считает, что такие амбициозные высказывания имеют свои цели и могут быть частью стратегии мягкой дипломатии.
"Однако у каждой страны есть свои интересы и амбиции. В конечном итоге победит то, что будет привлекательным. Турция действительно обладает привлекательностью благодаря своей способности сохранять баланс между Западом и Востоком, сочетать ислам и светскость. Если же этот баланс начнет смещаться, это может привести к потере этой привлекательности, поскольку в разных странах живут люди с разными взглядами", – сказал он.
Сумеет ли Турция сохранить баланс?
По его мнению, в какой-то момент те, кто наблюдает за действиями Эрдогана и поддерживает его резкие заявления в адрес Израиля, начали задаваться вопросом: "А что дальше?". Эксперт отметил, что этот вопрос стал настолько актуальным, что Турции пришлось ввести санкции против Израиля. И если бы не давление со стороны электората и оппозиции, Эрдоган мог бы продолжать свою риторику без конкретных действий. Поскольку даже в периоды напряженных отношений с Израилем торговый оборот между странами продолжал расти.
"Но, когда Эрдоган начал еще более жестко высказываться, возникли вопросы о том, почему, несмотря на все громкие слова о поддержке братьев и жесткой риторике в адрес Израиля, ситуация не менялась. В итоге Турция была вынуждена ввести санкции под давлением собственного электората. При этом она понимает, что может столкнуться с ответными санкциями и жесткими мерами как со стороны Израиля, так и со стороны США, которые являются ключевыми партнерами Израиля. Эрдоган, безусловно, осознает эти риски и умеет "гнуть палку", не перегибая ее до такой степени, чтобы она сломалась. Мне кажется, это самое большое умение Эрдогана на протяжении всей его политики", – сказал Ниязбаев.
Он полагает, что, когда ситуация начнет накаляться, можно ожидать, что Турция инициирует сепаратные переговоры и общение с другими государствами.
По мнению эксперта, важно также следить за событиями в Сирии, поскольку именно там могут возникнуть серьезные опасения. Он напомнил, что один из депутатов от оппозиции заявил, что во время обстрела в Сирии 8 сентября были подбиты не только объекты сирийского руководства, но и турецкие радиолокационные установки. Однако эта информация не обсуждается в Турции, чтобы не усугублять ситуацию.
"Если же пострадают турецкие граждане, то это уже умалчивать не получится, что может еще больше накалить обстановку. Поэтому, я думаю, нужно наблюдать за тем, что происходит в Сирии", – пояснил он.