ЦХИНВАЛ, 30 мая – Sputnik. Летние месяцы в Южной Осетии традиционно насыщены праздниками. Эти даты издавна воспринимаются как обереги от несчастий, природных катаклизмов, неурожая и падежа скота. Об особенностях летнего календаря и сакральных практик Sputnik рассказал журналист, этнограф, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов.
Праздники как обереги от несчастий
Большинство народных праздников привязаны к природно-хозяйственному циклу. Они приходятся на лето — время, когда сельское хозяйство особенно уязвимо. Засухи, град, ливни или сильный ветер могли погубить урожай, и потому люди обращались к высшим силам с мольбами о защите.
"Все праздники были связаны с хозяйственной деятельностью и представляли собой своего рода обереги", — пояснил Кулумбегов.
Переход от зимних и семейных обрядов к общественным торжествам
До Пасхи праздники в основном имели семейный характер. Это, например, Баданта (в честь усопших) и Жинкъуырта, посвященный темным силам. После Пасхи начинался период массовых празднеств.
"Священники строго следили за тем, чтобы в пост не нарушались церковные правила. Поэтому массовые гуляния и ритуалы с жертвоприношениями откладывались на период после Пасхи", — рассказал этнограф.
Народные праздники после Пасхи
Сразу после Пасхи начинаются религиозные праздники, отмечаемые в святилищах. В селе Уалытыкау (Цхинвальский район) проходит праздник в честь древнего храма X века. После празднования в других селах — Сарабуке, Джере и Арцеу — также отмечаются праздники, которые привязаны к определенным дням недели после Пасхи: понедельнику, четвергу и субботе.
Реком — главный летний праздник
Одним из важнейших летних праздников считается Реком, проводимый в этом году 7 июня. Главные торжества проходят в святилище Реком в Цейском ущелье — одном из ключевых сакральных мест Осетии. Святилища в честь Реком есть и в других уголках Осетии.
"Христианские священники, как правило, не участвуют в ритуалах, но и не запрещают их, признавая местные традиции", — отметил Кулумбегов.
Троица в Гомарт: открытый огонь и древнее святилище
Одним из ярких примеров синкретизма веры остается Гомарт — праздник Троицы, отмечаемый в святилище над селением Вахтана (Знаурский район). Место расположено высоко в горах и, по мнению исследователей, было дохристианским храмом, впоследствии замененным христианским.
Правила поведения у святилища
Особое внимание уделяется внешнему виду и поведению. Посетители снимают обувь, ремни и избегают предметов из свиной кожи.
"Снятие обуви — не просто жест почтения. Это защита от осквернения святилища, ведь человек может не знать, из чего сделаны его ботинки", — объясняет этнограф.
Сакральность вне стен
В Южной Осетии сильна идея, что место силы — не обязательно храм. Это может быть дерево, камень или любое другое природное проявление. Главное — не форма, а вера.
"Где есть Бог — там и молитва. Нам не важно, крест это или дерево, если это место принято как святое, значит, оно такое и есть", — заключил Роберт Кулумбегов.