ЦХИНВАЛ, 20 апр – Sputnik. 20 апреля 1922 года декретом ЦИК Грузии был узаконен статус Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО). Профессор кафедры философии ЮОГУ Константин Дзугаев в интервью Sputnik рассказал о событиях, предшествовавших этому историческому и в то же время фатальному решению, о положении Южной Осетии и о том, как видели будущее республики ее политические деятели.
По словам историка, образованию Юго-Осетинской АО предшествовал ряд событий, включая геноцид осетинского народа. После Октябрьской революции Грузия провозгласила себя демократической республикой и начала проводить жесткую националистическую политику.
"Это коснулось всех народов, живущих в Грузии и рядом с ней, в том числе и осетин. Геноцид 1920 года стал страшной трагедией, Южная Осетия была практически уничтожена", – напомнил Дзугаев.
Он рассказал о тяжелейшем социально-экономическом положении Южной Осетии после геноцида 1920 года. Масштаб разрушений, по его словам, был сравним с планом Саакашвили – "чистое поле".
"Были сожжены все осетинские села. Даже мое родовое село Дзомагъ в глубине ущелья было уничтожено. Моя семья жила в полуразрушенном хлеву после возвращения на пепелище. Цхинвал также был сильно разрушен", – отметил Дзугаев.
Ученый отметил, что советская власть в Южной Осетии была установлена в марте 1921 года, еще до советизации Грузии, которая произошла в феврале того же года.
"Эта дата – 7 марта 1921 года – незаслуженно остается в тени. После этого в Закавказье начались сложные процессы. В марте 1922 года образовалась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) со столицей в Тифлисе", – пояснил историк.
Дзугаев подчеркнул, что о периоде между установлением советской власти в Южной Осетии и образованием ЗСФСР сохранилось мало документальных свидетельств. По его мнению, в то время в Москве существовало сильное грузинское лобби, включая Сталина, занимавшего пост наркома по делам национальностей.
"Сталин был главным теоретиком и практиком в вопросах национально-государственного устройства, и все решения проходили через него. Он был конструктором всего социалистического государства – СССР", – говорит он.
Историк отметил, что в тот период Южная Осетия стремилась к воссоединению с Северной Осетией и вхождению в состав России. Однако принято было другое решение – включить Южную Осетию в состав Грузии. Дзугаев называет это решение фатальным для Южной Осетии, но отвечающим союзному курсу.
Он подчеркнул, что Южная Осетия изначально выступала за статус республики в составе России.
"Есть документ – ревком провозгласил республику в Южной Осетии. Он хранится в грузинском архиве. Этот документ свидетельствует о стремлении к национальному самоопределению на республиканском уровне. Лидеры того времени – Санакоев, Джаттиев, Гаглоев – мыслили Южную Осетию в составе России", – рассказал Дзугаев.
По его словам, эти лидеры были неустрашимыми людьми, но под давлением обстоятельств были вынуждены отказаться от своих идеалов.