ЦХИНВАЛ, 10 ноя -Sputnik. Военно-Осетинская дорога - стратегически важный маршрут, который в прошлом играл ключевую роль в снабжении Южной Осетии и советских войск во время Великой Отечественной войны, сегодня находится в запустении. Об истории этой горной дороги в интервью Sputnik рассказал завотделом новой и новейшей истории ЮОНИИ, профессор кафедры философии ЮОГУ, историк Коста Дзугаев.
Линия дороги
Военно-Осетинская дорога берет начало севернее города Алагир. По словам историка, в прошлом эта дорога имела два ответвления: одно проходило через Мамисонский перевал, а другое - через современный Рукский туннель.
"Военно-Осетинская дорога в широком смысле слова включала и переход через село Рук, тоже. У села Нижний Зарамаг дорога разделялась на две ветви. Одна ветвь шла как раз по Мамисонскому ущелью, другая - вдоль ущелий Нардон и Заккадон", - поясняет историк.
Константин Дзугаев
© Sputnik / Наталья Айриян
Стратегическое значение, забытое, но не потерянное
По словам Дзугаева, дорога, не используемая уже десятки лет, остается стратегически важной для Южной Осетии. Именно она может стать альтернативой Транскаму - единственной дороге, соединяющей Южную Осетию с Россией.
"С современной техникой, при помощи военных, мы эту дорогу можем восстановить буквально за две-три недели. Для нас стратегически важно, даже жизненно необходимо, иметь запасную резервную дорогу, которая на крайний случай могла бы быть задействована", - считает он.
В современной Осетии считается, что Транскавказская магистраль отвечает всем требованиям времени, но Дзугаев уверен, что Военно-Осетинская дорога может стать ключевой альтернативой в случае военных действий, обеспечивая стратегическую независимость Южной Осетии.
"Функционирование дороги - это вопрос воли политической и финансирования. Все в наших силах, если будет проявлена политическая воля и понимание необходимости резервной дороги, то, конечно, она может быть восстановлена - по крайней мере на уровне нормальной грунтовой дороги", - отмечает он.
Роль дороги в войнах XX века
Историк ссылается на два ключевых периода, когда дорога была жизненно важна. По его словам, в период Великой Отечественной войны, дорога обеспечивала поставки грузов советским войскам.
Дзугаев упоминает работу российского ученого Алексея Чичкина "Южная Осетия в 41-45 годах: и фронт, и тыл...", где говорится о том, что дорога Сталинир-Дзау-Бурон-Алагир была важной артерией снабжения.
"Он писал, что дорога Сталинир -Дзау- Бурон-Алагир протяженностью 180 километров стала важнейшей артерией снабжения советских войск на Северном Кавказе. По ней шли грузы, которые поступали от западных союзников по коридору Иран - Закавказье", - приводит Дзугаев данные из книги.
Уже в конце XX века Военно-Осетинская дорога понадобилась Южной Осетии в период грузинской агрессии. Дорога использовалась для доставки вооружения из Северной Осетии в Южную.
"Когда началась первая грузино-осетинская война 90-х годов, то вот как раз через эту старую дорогу, через Мамисон в 1991 году наши парни перетащили из Северной Осетии пушки, один из моих покойных боевых соратников Вадим Тадтаев участвовал в этом деле сам", - вспоминает историк.
Первые упоминания о дороге
Дзугаев обращает внимание на ранние упоминания дороги в грузинских источниках, где она фигурирует как "Двалети" или "Двалетская". В "Картлис цховреба" говорится о походе осетинского войска против царя Амазаспа, которые шли по этой дороге.
"У грузин про эту дорогу довольно много написано в их "Картлис цховреба". Там упоминается, что против царя Амазаспа выступило большое войско офсов, то есть осетин, пишут, что они шли по дороге "Двалети" и Амазасп их не заметил. Офсы стали у реки Лияхви", - цитирует Дзугаев первое упоминание о дороге.
Дорога башен и крепостей
Коста Дзугаев рассказывает об интересных сведениях, которые он обнаружил в грузинских источниках о Военно-Осетинской дороге. Согласно этим источникам, дорога была не просто важным маршрутом, но и стратегически укрепленным рубежом, находящимся под контролем осетин.
Дзугаев подчеркивает, что дорога была хорошо укреплена - до сих пор сохранились остатки мощных крепостей и башен. Он отмечает, что Нижний Зарамаг был особенно сильно укреплен - там видны остатки старой крепости.
В работе "Избранные труды по Кавказаведению" Георгия Тогошвили - исследователя грузино-осетинских отношений в XV-XVIII веках - упоминаются Касарские ворота. Дзугаев цитирует Тогошвили, который пишет о "воротах из скалы и каменной кладки, большой и сводчатой над самой рекой". Тогошвили подчеркивает, что контроль над Касаром всегда находился у осетин, и враги никогда не смогли завоевать этот край из-за его недоступности.