Конец "серому" импорту?: в России хотят запретить продажи машин, растаможенных на физлиц 

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Олег Джагаев, Sputnik
На этой неделе в Совете Федерации России предложили запретить продавать дилерам автомобили, растаможенные на физических лиц. По мнению сенаторов, которые уже направили свою инициативу в виде официального письма в правительство и Минпромторг РФ, эта мера позволит защитить как права потребителей, так и интересы государства. О том, почему дилеры прибегают к "серому" импорту машин и что изменится на автомобильном рынке в России, если запрет на растаможку на физлиц все-таки будет введен, читайте в материале Sputnik.

Почему дилеры прибегают к "серой" схеме продаж автомобилей

"Серые" схемы продаж автомобилей стали активно набирать популярность среди дилеров после начала СВО, когда многие автобренды, включая Mercedez-Benz, Nissan, KIA и Hyundai, покинули Россию. Возникший из-за санкционных ограничений дефицит некоторых моделей и марок машин в стране и спровоцировал дилеров на определенные действия, так как, спрос на иномарки в России, в отличие от их количества на рынке, после начала СВО не снизился.
Одной из таких "серых" схем, в частности, и является схема, при которой машина оформляется на какое-то физлицо якобы для собственных нужд, однако на самом деле растаможка происходит для дальнейшей перепродажи автомобиля. Таким образом продавец сокращает затраты на утильсбор, так как физлица, которые ввозят авто в Россию для личного пользования, пользуются определенными льготами, в частности, платят меньший утильсбор. То есть, пользуясь этой "серой" схемой, дилеры стремятся просто напросто сократить свои расходы при продаже машин.
По мнению автоюриста и правозащитника Льва Воропаева, именно желание сэкономить является основной причиной, почему дилеры часто прибегают к растаможке машин на физлица.
"Конечно, дилеры, как физические, так и юридические лица, пытаются оптимизировать свои расходы и увеличить прибыль. Именно по этой причине они активно используют "серые" схемы по ввозу транспортных средств в Россию, в том числе, через растаможку на физлица. Это делается, чтобы побольше заработать на таких автомобилях", – отметил он.
Автомобильный журналист Петр Баканов, в свою очередь, подчеркнул, что доля автомобилей, проданных по этой схеме, составляет около 10% рынка автомобилей в России.
"Нужно понимать, что сейчас существуют как дилеры, так и частники, которые возят автомобили подобным способом. В первую очередь, речь идет о машинах, которые перестали продаваться в России после 2022 года. Кроме того, акцент также делается на премиальные автомобили, которые сейчас у нас в стране купить нельзя. В целом, после ужесточения процедуры растаможки, повышения утильсбора доля продаж машин по этой схеме составляет около 10% от рынка", – пояснил он.
Проблема решается: эксперт о нехватке в России запчастей для китайских авто
Баканов также рассказал, что на сегодняшний день существует две схемы продаж машин, ввозимых по параллельному импорту.
"В первом случае дилер привозит машину в Россию, растамаживает ее, выплачивает полную ее стоимость, включая утильсбор, но затем он все эти затраты включает в конечную цену авто, и всю эту сумму оплачивает, соответственно, конечный покупатель. А вторая схема как раз и заключается в том, что машину оформляют на частника, на которого не распространяется высокий утильсбор. В этом году в России по такой схеме будет продано около 1,6 млн автомобилей, т.е., около 10% от общего объема рынка", – объяснил журналист.

Сколько экономят дилеры на растаможке авто на физлиц

Как уже было отмечено, главной целью, которую преследуют дилеры, оформляя машины на физлиц, является сокращение собственных расходов.
По словам Петра Баканова, продавцы, реализующие автомобили по такой схеме, экономят от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
"К примеру, сумма утильсбора для автомобилей, ввозимых в Россию для дальнейшей перепродажи, с двигателем объемом от 1 до 2 литров составляет сейчас около полумиллиона рублей. Если же мы обратимся к другим, более высоким сегментам, то, к примеру, при ввозе в страну машины с мотором от 2 до 3 литров приходится выплатить уже около 1,6 млн рублей, что по сути можно сравнить с ценой самой доступной машины в РФ. То есть, просто за то, что вы хотите обладать машиной, вы дополнительно платите еще более полутора миллионов рублей. Поэтому, выгода при оформлении автомобиля на физлицо, конечно же, есть, ведь для него (физлица – ред.) утильсбор составляет всего несколько тысяч рублей. Разница очевидна", – подчеркнул он.
Действительно, сумма утильсбора для автомобилей, ввозимых в Россию для дальнейшей перепродажи, и автомобилей, ввозимых в страну для собственных нужд, существенно разнится. Так, к примеру, за новый автомобиль с объемом двигателя 2-3 литра (к примеру, Toyota Camry объемом 2,5 литра 2023 года выпуска), который ввозится в РФ для перепродажи, нужно платить утильсбор в размере 1 562 800 рублей (в 2025 году эта сумма вырастит уже до 1 875 400 рублей). В случае же, если такой автомобиль ввозится в страну для личного пользования, размер утильсбора составляет всего лишь 5 200 рублей.
В России увеличат утильсбор на авто: что это значит и как повлияет на Южную Осетию

Чем рискует покупатель, приобретая автомобиль по такой "серой" схеме

Если для дилера оформление автомобиля на физлицо приносит довольно большую выгоду, то для покупателя это таит в себе определенные риски.
Так, по мнению Петра Баканова, при покупке "серого" авто, покупателям больше всего следует опасаться мошенников.

"На мой взгляд, главный риск в процессе покупки машины по такой "серой" схеме заключается в том, что можно нарваться на мошенников и полностью лишиться всех своих средств при внесении предоплаты. Помимо этого, могут возникнуть определенные сложности с транзакциями, потому что зачастую в процессе покупки нужно переводить деньги на счета других банков, у которых, в свою очередь, могут возникнуть вопросы о природе происхождения этих средств. То есть, деньги в определенный момент могут просто зависнуть где-то на счетах. Стоит также учитывать и возможные логистические сложности – машина может задержаться на таможне, паромной переправе или где-то еще", – сказал он.

В качестве других минусов, который должен учитывать покупатель, приобретающий машину подобным путем, Баканов называл отсутствие гарантии на авто и возможный дефицит запчастей для него.
"Основные минусы – отсутствие официальной гарантийной поддержки, возможные сложности с поиском запчастей, с обновлением программного обеспечения, проблемы с поиском кузова в случае ДТП. То есть, все, что связано с эксплуатацией автомобиля, по сути полностью ложится на владельца", – пояснил он.
Еще одним негативным фактором при такой покупке журналист считает отсутствие некоторых полезных автомобильных опций.
"К примеру, в России в машине не помешал бы так называемый "зимний пакет", который не нужен, скажем, в странах Юго-Восточной Азии. Подогрев сидений, руля, лобового стекла и т.д. – все это может быть необходимо в условиях нашего климата. Кроме того, стоит также иметь в виду, что в машинах, которые завозятся в Россию из других стран, климат-контроль настроен на другую погоду, нет русифицированных мультимедийных систем, бортовых компьютеров и т.д. Все эти задачи тоже придется решать конечному покупателю авто", – отметил Баканов.
Дорогая невнимательность: почему россиянам стало не хватать выплат по ОСАГО на ремонт авто
По мнению же Льва Воропаева, покупателей "серых" авто может ожидать еще один неприятный сюрприз, а именно, неуплата утильсбора.
"Приобретая автомобиль подобным образом, покупатель с течением определенного времени может узнать о том, что он купил машину, по которой, как оказывается, не полностью уплачен таможенный сбор, утилизационный сбор и т.д. И таможенный орган может выставить требования об уплате этих налогов и платить их придется, конечно же, покупателю. Это неприятный сюрприз, потому что эти платежи могут измеряться сотнями тысяч рублей, а порой доходить и до нескольких миллионов рублей", – пояснил автоюрист.
В целом, стоит подчеркнуть, что человек, покупающий автомобиль по "серой" схеме, должен осознавать все риски, связанные с такой покупкой, и понимать, что все проблемы, которые могут возникнуть после приобретения такого авто, придется решать именно ему самому, а не дилеру, продавшему машину.

Как запрет отразится на рынке автомобилей в России

По мнению Петра Баканова, введение запрета на растаможку авто на физлиц негативно отразится на автомобильном рынке в России, приведя, в частности, к снижению количества доступных к покупке машин.
"Я думаю, подобный запрет приведет к тому, что выбор машин в России серьезно сузится, так как уменьшится количество доступных автомобилей на рынке. Нужно понимать, что на российском рынке и так не слишком богатый выбор, а после такого запрета выбор станет еще уже", – сказал он.
Баканов отметил, что после введения запрета в России станет невозможно купить многие марки и модели иностранных автомобилей, в том числе:
Mercedez-Benz;
BMW;
Audi;
Volkswagen;
Toyota;
Infiniti;
Lixiang, Avatr и другие.
Если автомобилей премиум-сегмента российский рынок лишится, то в массовом сегменте, по мнению автожурналиста, каких-то драматических изменений не произойдет.
"Потому что мы уже видим, что российский потребитель он перестроился на покупку китайских авто, если можно так обобщить. А все те машины, стоящие дороже 3-3,5 млн рублей, которые можно было ввезти по параллельному импорту, отпадут. То есть, все эти европейцы, японцы, горсточка американцев – всего этого мы однозначно лишимся", – пояснил Баканов.
Продажи автомобилей в России выросли на 35%: тренды и прогнозы

Следует ли ожидать повышения цен на автомобили в России

По мнению автоюриста и правозащитника Льва Воропаева, введение запрета на растаможку авто на физлиц не приведет к повышению цен на машины в России.
"Я думаю, что эта мера вряд ли повлияет на повышение цен на автомобили в нашей стране. На рост стоимости авто могут повлиять другие факторы – это увеличение различных таможенных пошлин и сборов, удорожание схемы ввоза запчастей и т.д. Все эти факторы, на мой взгляд, скажутся на стоимости машин в стране более существенно, нежели этот запрет", – пояснил эксперт.
Петр Баканов, напротив, считает, что инициатива Совфеда обязательно скажется на темпах роста цен на автомобили в РФ.
"При этом стоимость машин в России неуклонно растет последние два-три года, причем цены повышаются как на новые, так и на поддержанные авто. В этом тоже кроется определенная бомба замедленного действия. Потому что, обычно, когда цена на новое авто вырастает до какого-то невозможного предела, потребитель начинает обращаться к рынку поддержанных машин. В случае же России, когда цены растут как на новые, так и на поддержанные автомобили, мы придем к тому, что наш автопарк будет стремительно стареть, его средний возраст и так уже перешагнул отметку в 15 лет. Это, в свою очередь, приведет к тому, что машины станут еще более недоступными, а значит, соответственно, люди будут донашивать свой старый пиджачок. Российский рынок, даже если некоторые китайские автопроизводители локализуют производство в стране и останутся здесь надолго, все равно не может покрыть все потребности россиян в тех или иных машинах. Так что, цены, к сожалению, продолжат расти и дальше", – подчеркнул он.
Таможенный шок: как ратификация Протокола ЕАЭС повлияет на карманы автовладельцев РЮО

Каких целей позволит добиться запрет

Лев Воропаев считает, что запрет, который предлагают ввести в Совфеде, позволит защитить права потребителей.
"На мой взгляд, этот запрет будет хорошей мерой с точки зрения физлиц, которые ввозят автомобили в Россию действительно для своих личных нужд. Она защитит права добросовестных граждан, которые, обращаясь к тому или иному дилеру, все-таки рассчитывают на то, что они покупают автомобиль без каких-либо проблем, а в случае возникновения каких-то неисправностей, они смогут обратиться к этому продавцу и получить гарантийное обслуживание. Поэтому, я считаю, этот запрет – вполне себе адекватная мера, которая будет защищать интересы обычных граждан", – сказал он.
Петр Баканов, в свою очередь, отмечает, что запрет на растаможку машин на физлиц будет в первую очередь играть на руку отечественным автопроизводителям.
"Этот запрет представляет собой довольно серьезное ограничение свобод и прав людей, их возможностей купить машину там, где они считают это нужным. Понятно, что в первую очередь это делается государством в рамках протекционистской политики для того, чтобы создать более выгодные условия для тех, кто производит автомобили в России. Однако, в то же время нужно понимать, к чему все это приведет. Мы видим, как неуклонно растут в цене автомобили, причем не только импортные, но и произведенные на территории России. Машины становятся все более и более недоступными. Если подобный запрет будет введен, мы в итоге можем получить еще более узкий рынок по количеству вариантов автомобилей. От такого варианта развития событий, безусловно, выиграют только те производители, у которых есть производство в России. Они смогут диктовать условия, т.е., произойдет некоторая монополизация рынка теми марками, которые себя прочно и хорошо чувствуют у нас в стране", – подчеркнул автожурналист

Отразится ли эта ситуация на Южной Осетии

Отразится ли эта ситуация как-либо на Южной Осетии? По мнению Баканова, запрет, возможно, никак не повлияет на республику, и для нее могут быть сделаны некоторые послабления.
"Мы (Россия – ред.) имеем дело с разными государствами. Возможно, жителей Южной Осетии эта мера не коснется, и они смогут спокойно возить себе дальше автомобили, потому что мы видели и раньше, что в Южной Осетии ездят на разных машинах, которые зачастую завозятся неофициальным путем из разных стран. Поэтому, пока, на мой взгляд, запрет коснется только территории России", – пояснил он.
При этом Баканов отметил, что если гармонизация законов и стандартов между Россией и Южной Осетией будет проходить более интенсивно, запрет рано или поздно может коснуться жителей республики.
Совфед отправил свое предложение в виде письма в правительство и Минпромторг России 25 октября. В нем сенаторы, помимо запрета на растаможку авто на физлиц, предлагают наложить обязанности по ремонту и обслуживанию ввезенной в РФ автомобильной техники на импортеров.