Самый главный экзамен: дискуссия о реформе или отмене ЕГЭ не утихает

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В сентябре правительство РФ решило не поддерживать законопроект об отмене ЕГЭ в пользу возвращения традиционных вступительных экзаменов. Тем не менее, разговоры о необходимости реформы ЕГЭ, начавшиеся одновременно с введением нового формата, продолжаются. О том, почему ЕГЭ не так страшен, как его малюют, и существует ли сегодня альтернатива единому экзамену, Sputnik побеседовал с экспертами в этом вопросе.

Что такое ЕГЭ

Единый государственный экзамен начали вводить в России в новом тысячелетии - сначала в отдельных регионах, постепенно расширив его на всю страну. Задания ЕГЭ (так называемые КИМы - контроль-измерительные материалы) разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Ответы на экзаменационные задания должны вноситься на специальные бланки в строго определенном виде - иначе ответ будет распознан неверно и засчитан как ошибка.
Помимо обязательных экзаменов, которые должны сдавать все выпускники, ученик может выбрать профильные предметы, необходимые для поступления в конкретные вузы и на конкретные специальности. Проходной балл при этом устанавливается университетом; некоторые вузы предпочитают проводить дополнительные экзамены или тесты после ЕГЭ, а университетов военного направления и специальностей, связанных с государственной тайной, система ЕГЭ не касается вовсе.

"Единый государственный экзамен создан профессионалами, и сам по себе ЕГЭ сделан очень хорошо. Проблема, по-моему, у нас в другом: проблема в том, что наши преподаватели "натаскивают" детей на сдачу ЕГЭ, а не учат по учебникам, которые у нас предусмотрены", - говорит эксперт федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ Екатерина Горбачева.

При этом эксперт поддерживает инициативу отдельных университетов проводить дополнительные испытания (чтобы понять, "является ли этот человек именно студентом их вуза или нет"), однако подчеркивает, что превалирующей должна оставаться роль именно Единого госэкзамена.
"Надо унифицировать эту систему - если ЕГЭ, значит ЕГЭ, если традиционные экзамены, значит, традиционные экзамены", - объясняет она.
ЕГЭ изнутри: от разработки до результатов

Призывы отменить

Одна из главных причин, по которой многие родители и даже педагоги выступают против ЕГЭ - это вышеупомянутые методы подготовки к нему. По словам противников единого экзамена, детей не столько учат "думать головой" и применять полученные за 11 школьных лет знания, сколько "натаскивают" на правильные формы ответов.
"Я с этим не согласна, потому что можно совершенно по-разному построить саму подготовку к этому экзамену, чтобы это не превращалось в натаскивание", - говорит эксперт по ЕГЭ Татьяна Маслакова.
Подготовка к экзамену, по ее мнению, начинается фактически с любого класса - потому что для того, чтобы по-настоящему быть готовым к успешной сдаче ЕГЭ, необходимо не только освоить огромное количество материала, но и уметь его обработать, проанализировать и применить на практике.

"Например, я и мои коллеги - преподаватели Лицея Высшей Школы Экономики - подготовили ряд учебных пособий очень высокого методического уровня, где продуман иллюстративный материал, проблемные вопросы, вопросы повышенного уровня, которые заставляют ребенка работать над собой", - рассказывает она.

Противники ЕГЭ также часто говорят о том, как сложно сам экзамен устроен: специальные бланки, четкие правила заполнения, строгие требования к формату ответов, и это не говоря о строгих проверках во время самой сдачи - в некоторых школах даже проверяют сумки и карманы детей, входящих в экзаменационный класс.
"Как будто идет какое-то мероприятие по гражданской обороне. Безусловно, психологический климат на экзамене нужно менять. [...] Нужно подумать и изменить вот эти вот очень строгие правила, да, - когда досматривают, чуть ли не раздевают где-то в каких-то регионах. Это, конечно, абсолютно неверно", - подчеркивает Горбачева.
Глава Рособрнадзора предложил всем заинтересованным прислать свои идеи по улучшению ЕГЭ

Альтернатива: быть или не быть

Вопрос отмены или, как минимум, реформы ЕГЭ поднимается ежегодно: либо весной перед самым концом учебного года и началом экзаменов, либо осенью, когда начинается семестр. Однако до сих пор никакой действенной альтернативы единому испытанию не придумано.

"Я считаю, что это единственный экзамен, который существует для того, чтобы ребенок из любого региона России мог попасть в ведущие вузы страны, и неважно, где он учился в Ростове или в Северодвинске, или в каком-то маленьком городке", - говорит Маслакова.

По ее словам, прежде, чем отменять экзамен, необходимо разработать его альтернативу, которая бы точно также позволяла выпускникам поступать в любой университет страны.
При этом понятно, что упрощать экзамен, как того требуют некоторые противники ЕГЭ, не следует: экзамен и не должен быть легким, нельзя делать так, чтобы его могли сдать абсолютно все. Другое дело - что, в зависимости от желаемой специальности, требуемый уровень знания предмета может колебаться, считает Горбачева
"Сейчас очень правильно сделали, что по математике есть базовый уровень, а есть сложный уровень. Мне кажется, совершенно неправильно, что в иностранных языках, там, где было 3 уровня, теперь сделали только 2. Мне кажется, надо сделать вот такой базовый уровень - то есть то, что соответствует тройке, и все, и тогда сдает ученик", - говорит она.
Оставить плюсы, избавиться от минусов: в Госдуму внесли законопроект об отмене ЕГЭ
Недавно же вновь прозвучало предложение дать возможность университетам самим решать, какую роль обязательные предметы ЕГЭ (русский и математика) будут играть при поступлении. Так, III Всероссийский съезд педагогов-физиков предложил снизить роль ЕГЭ по русскому языку до уровня зачета при поступлении на инженерные специальности. При этом, по предложению педагогов, проходной балл должен будет в больше степени формироваться за счет профильных предметов - математики, физики, информатики или других.
Понятно, что создать единую форму экзамена, которая идеально подходила бы каждому вузу и каждому выпускнику, невозможно; следует ожидать, что дискуссия об изменениях в ЕГЭ будет продолжаться и, вероятнее всего, какие-то реформы будут вводиться. Такой процесс не является негативным - напротив, это своего рода "отладка" системы, доведение ее до оптимального состояния. В процессе реформирования главное - вводить изменения постепенно, чтобы не создавать проблему ученикам старших классов, которые уже начали подготовку к поступлению в университет мечты.
Однако, несмотря на постоянные обсуждения и предлагаемые реформы, следует признать, что на данный момент ЕГЭ - действительно единственный способ для ученика из любого, даже самого крохотного города России (и не только) поступить даже в самый престижный университет страны. Главное - правильно подготовиться, а для этого достаточно материалов и в школах, и в открытом доступе на сайте ФИПИ.