Ольга Цховребова, Sputnik
Заслуженный художник Российской Федерации и РСО-Алания, профессор, автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев поделился своими воспоминаниями о родном селе Дзомаг, а также рассказал о секретах художника и преподавателя.
– Мурат Федорович, вы родились в Южной Осетии, но потом судьба распорядилась таким образом, что Вы с семьей переехали в Северную Осетию. Скажите, пожалуйста, остались ли у вас какие-то воспоминания тех лет о Южной Осетии?
– Мне было всего 5 лет, когда мы переселились в село Камбилеевка Пригородного района. Пока родители были живы, мы жили там – около 40 лет. Детские воспоминания о Южной Осетии, конечно, остались у меня, но не такие четкие, как у моих братьев. Из пятерых братьев я был самый младший. Они постоянно рассказывали чудеса: наше село Дзомаг им казалось сказочным, нереальным. Они его таким запомнили: невероятные скалы, реки, пастбища. Какие только ягоды там не росли! В том числе, черника. В нашем селе мальчики, в основном, бывали пастухами. С 5 лет уже следили за скотом. В этой суровой обстановке мальчики рано мужали. Зимой там выпадало очень много снега, несколько метров, и тогда приходилось буквально пробивать траншеи, чтобы попасть к своим животным и накормить их, потому что помещения, где содержался скот, были на некотором расстоянии от жилых домов. Но, например, у нас был двухэтажный дом. И на первом этаже приходилось держать животных.
После того, как мы переехали в Северную Осетию, я много раз бывал в Южной Осетии на различных мероприятиях. И в родное село Дзомаг заезжал. Я там фотографировал, а потом на основе этих материалов создавал пейзажи. Жаль, никого в нашем селе уже не осталось. А какие там были башни! К сожалению, они были разрушены. Хорошо, что сейчас многие семьи восстанавливают родовые башни. И это замечательно! Многие фамилии даже возвращаются в свои родные пенаты. И это здорово! Чтобы горы снова ожили! Во-первых, горы – это Родина наша, а, во-вторых, осетинский народ спасся, благодаря горам. Когда татаро-монголы загнали нас в горы, тогда использовался буквально каждый клочок земли. Наш народ годами отвоевывал кусочки земли у гор. Какой адский это был труд. Благодаря выдержке, стойкости и происхождению, мы до сих пор живы, развиваемся и будем развиваться и дальше, будем надеяться.
Автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев
© Sputnik / Хасиев Михаил
– Мурат Федорович, вернемся в день сегодняшний. Я читала ваши интервью, и в одном из них вы процитировали древнеримского философа: "Обучая других, мы учимся сами". Какой смысл вы вкладываете в эти слова?
– Это знаменитый Сенека, римский ученый, историк. Это он говорил, и на самом деле так оно и есть. Я уже более тридцати трех лет преподаю в СОГУ на факультете искусств (кафедра изобразительного искусства), а также в ГМИ (там у нас архитектурно-строительный факультет, кафедра архитектуры дизайна). Я связан с молодежью. Работать с молодежью приятно. Это поддерживает в человеке и дух, и силы. Стараешься что-то новое узнать. Когда обучаешь ребят, они могут задавать любые вопросы – совершенно неожиданные. И преподаватель должен быть готов к любому вопросу, а это значит, что ты должен постоянно учить все это.
Я постоянно связан с книгами. Постоянно их перечитываю, пересматриваю. На лекции я отношу массу материала, касающегося тематики: это и графический дизайн, это и мировая культура, история искусства, архитектуры, скульптура, ювелирное искусство. У меня собран материал по всем этим разделам. За свою творческую жизнь я собирал весь этот материал.
Мы должны знать, что творится вокруг: в нашей стране, за границей, да и тут рядом – надо посещать мастерские друг друга, ходить на выставки. Я и студентам говорю, чтобы они ходили на выставки: там можно увидеть что-то интересное, и потом использовать какую-то идею в своих работах. Часто я сам обращаюсь к ребятам за помощью: они лучше разбираются в современных технологиях.
– Я так поняла, ваши студенты приходят к вам и сюда, в мастерскую?
– Да, ребята и сюда приходят. Обучаю их, в основном, академическому рисунку. Приходят на нуле, но благодаря усидчивости и настойчивости, учатся и достигают определенных высот. Чтобы получилась хорошая работа, надо посидеть, подумать, поработать. Когда я учился в Москве в Строгановке, нам задавали, например, тему по композиции и сразу же отправляли в библиотеку. В библиотеке что-то увидишь, что-то прочитаешь и это подтолкнет тебя к созданию своей работы.
В мастерской Мурата Джикаева
© Sputnik / Хасиев Михаил
– Вы уже практически ответили на мой следующий вопрос, но тем не менее… какой он – идеальный ученик для вас?
- Я вспоминаю и свою молодость. Сам не был идеальным. Трудно быть идеальным. В советское время нам было легче. У нас была перспектива. Ты знал, для чего ты учишься. Ты знал, что благодаря этому образованию, ты сможешь работать и кормить свою семью.
Основная идея в нашей области – создавать произведения искусства по мере своих сил и возможностей, а также что-то привнести в родное национальное искусство. Нынешним студентам сложнее. Раньше за червонец можно было набрать целый чемодан: краски, кисти, разбавители и так далее. Сейчас тюбик краски стоит до 500 рублей, хорошие кисти – так же. Естественно, не каждая семья может позволить себе такие расходы. Правда, многие студенты работают, пытаются совмещать учебу и работу.
– А материалы стали лучше по качеству?
– Нет, они стали хуже. Например, у меня сохранились масляные краски, которым около 40 лет. Конечно, за эти годы они потеряли свой внешний вид, но, когда выжимаешь краску, как будто она сделана вчера. Вот такое было качество. Тогда эти краски создавались на основе рыбьего жира, этот жир не сох. Сейчас же, в основном, это синтетика. Стоит открыть тюбик, его надо быстро использовать, потому что он моментально сохнет. И есть даже такие краски (считаются масляные), их можно смыть водой с холста. Вот и уровень.
При рисовании нам нужна бывает рисовальная бумага. Раньше много сортов было, и стоили они буквально копейки. Лист – 3 копейки, 9 копеек. Самая дорогая была, так называемая, краснокамская бумага. Она стоила 25 копеек за лист. Она была с голубизной, прямо звенела, настолько хорошая была. На современной бумаге, к сожалению, приходится только мягкими карандашами работать. Она как промокашка. Если используешь ластик, он ее сразу обдирает. В этом плане, студентам сложнее. Но зато сейчас у ребят есть Интернет, где можно найти ответ на свой вопрос.
– С какого возраста вы рисуете и помните ли свою первую работу?
– Первую работу, конечно, не помню. Рисую примерно с 6 лет. Первым рисовать начал мой старший брат Шамиль (рухсаг уаед). Другие братья тоже любили рисовать, но в Дзомаг у нас и особых возможностей не было, рисовали на тетрадных листах. А когда переехали в Камбилеевку, то уже могли купить и бумагу, и краски… В школе у нас и преподаватель очень хороший был – Алабин Николай Яковлевич. И черчение мы проходили очень основательно, и рисунок. У нас был кабинет рисунка. В коридорах видели репродукции известных мастеров. После 8 класса я учился в Художественном училище. После училища уехал в Москву, там окончил Строгановскую академию. И с тех пор этим тяжелым трудом и занимаюсь.
– Мурат Федорович, у вас огромное количество работ. Есть ли любимые полотна?
– Любая работа дорога, если делаешь ее от души. В этом году будет несколько юбилеев: 250 лет присоединения Осетии к России, 240 лет городу Владикавказ, 165 лет Коста Хетагурову, 100 лет автономии Осетии, 85 лет нашему Союзу художников, 50 лет выставочному залу нашего союза. К каждому юбилею наш Союз художников выпускает прекрасные альбомы. В этом году тоже собираемся выпустить альбом.
К прошлой выставке - к 160-летию Коста Хетагурова - я создал большую работу. На картине слова великого поэта: "Ме 'фсымæртæ, кæрæдзи уарзгæйæ цæрут". На русском это звучит "Мои братья, живите, любя друг друга!" В центре картины сосредоточены три наших титана: сам Коста, Абайты Васо и Анахарсис Скифский (один из 7 мудрецов древнего мира). В центре композиции, на золотом щите (опять же скифское золото) находится знаменитая скифская скульптура – братание скифов. Они резали палец, и в рог капали кровь свою оба, потом наливали туда вина, выпивали это, и становились братьями. И вот трое этих наших корифеев показывают рукой, мол, следуйте этому братству. На этой картине около 200 персонажей. Я работал над ней около трех с половиной лет. Размер 2-2,5 метра.
Здесь есть и Нарты Сатана - это символическая женщина, у нее в руках лавровый венок, этим венком она нацию направляет в будущее, благословляет. Из нартов на картине представлены лишь основные персонажи – их восемь. Также на этой же картине я изобразил известных наших деятелей, в том числе, руководство: президенты Северной и Южной Осетии. Можно здесь увидеть и военную элиту, творческую интеллигенцию - Джуссойты Нафи, Алборты Феликс. В общем, заслуженные люди из самых различных областей: композиторы, художники, спортсмены, актеры и так далее.
Здесь еще одна идея в том, что они золотым щитом давят трехголовую змею, которая является олицетворением зла, зависти и всего негативного.
Заслуженный художник Российской Федерации и РСО-Алания, профессор, автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев
© Sputnik / Хасиев Михаил
– Мурат Федорович, ваши работы нельзя отнести к одному определенному стилю. Как бы вы сами обозначили ведущую тему всего творчества?
– Честно говоря, вы правильно сказали: мои работы сделаны в разных стилях, в разных техниках. Когда я даю мастер-классы студентам, я им показываю, в каких стилях можно работать, чтобы разнообразить свое творчество, чтобы после окончания вуза человек мог заработать себе на хлеб. Если он не будет выходить за рамки какого-то одного стиля, это, с одной стороны, хорошо, но в современной реальности больше востребованы универсалы, которые могут работать в разных стилях.
Я изучал все: и скульптуру, и полиграфию, прикладное искусство, металл… И это мне в течение моей жизни помогало, я работал в разных областях.
Хорошо, чтобы студенты были универсалами, чтобы тот опыт, который они получили, позволял им стоять твердо на ногах. Сейчас, к сожалению, особой работы у творческих людей нет. Поэтому приходится как-то выкручиваться, уметь стоять на ногах.
– Несмотря на то, что работы ваши работы нельзя отнести к одному стилю, есть одна тема, которая прослеживается во всем творчестве – это любовь к Родине. Скажите, что вас вдохновляет, что помогает писать все новые и новые полотна?
– Да, это верное замечание. Когда в Северной Осетии в 1946 году выпустили первое издание Нартского эпоса с иллюстрациями Махарбека Туганова, мой отец приобрел эту книгу, и ночью в горах при лучине (тогда электричества у нас не было) он читал нам, своим младшим, Нартские сказания. Отец наизусть знал всего Коста Хетагурова. И когда был помоложе – пел нам песни на стихи Коста. И на меня с братьями и сестрами все это повлияло. Я проникся всем этим. А моя мать была известной мастерицей в области прикладного искусства, она была мастером осетинского орнамента.
Можно сказать, я вырос на Нартском эпосе с иллюстрациями Туганова. Туганов внес огромный вклад не только в изобразительное, но и в танцевальное искусство. Он создал в Цхинвале Худучилище, оттуда вышли известные художники: это и мой сосед по мастерской - народный художник России Магрез Келехсаев, народный художник, академик Шалва Бедоев и многие другие. Такая сильная школа была в этом училище.
Студентам своим я всегда предлагаю национальную тематику. Иногда они приносят китайскую, японскую тематику. Это неплохо - знать мировую культуру, но для японцев и китайцев мы ничего не сделаем, они не нуждаются в наших услугах. А в национальном искусстве спичку передвинешь, и уже останешься в истории. Поэтому многие мои студенты, особенно в СОГУ, они настоящие мастера, делали акцент на национальном. Несколько моих студентов создали Нартиаду на очень высоком уровне. Это студенческие работы, дипломные. Прошлый год был объявлен годом Нардиады. И работы моих выпускников были выставлены.
– Мурат Федорович, а какая у вас мечта?
– В позапрошлом году у меня был юбилей, и в нашем художественном музее я открыл персональную выставку. Там было представлено около 200 моих работ. На хорошем уровне прошла выставка. Потом в Ростове отпечатал альбом. Хотелось бы еще справить пару юбилеев, если Всевышний позволит! А так, в планах – работать.
– Мурат Федорович, благодарим вас за интересное интервью!