Аманда Томаева, Sputnik
20 апреля в Цхинвале состоится II Международная научно-практическая конференция по вопросам акушерства, гинекологии и неонатологии — "Междисциплинарные вопросы детского и женского здоровья".
О значимости конференции для южноосетинских специалистов, а также о главных проблемах, с которыми сталкиваются жители и врачи Южной Осетии в сфере акушерства и гинекологии, в беседе со Sputnik рассказала главный акушер-гинеколог РММЦ, кандидат медицинских наук Тамила Санакоева.
— Как мы знаем, 20 апреля в Цхинвале состоится Международная научно-практическая конференция по вопросам акушерства, гинекологии и неонатологии. По вашему мнению, какова ее значимость для Южной Осетии?
— Конечно, трудно переоценить значимость этой конференции. Для нас это действительно большой прорыв в научную, практическую сферу. Можно сказать, это всего лишь второй раз, когда в нашей республике проводится конференция на таком высоком уровне. Для нас это большое достижение и большая честь, что она пройдет уже во второй раз. Первая конференция прошла 19-20 октября 2023 года. Тогда центр акушерства и гинекологии приехал в Южную Осетию впервые и провел для наших врачей научно-практическую конференцию, где рассказал о проблемах акушерства, гинекологии и неонатологии, провел мастер-классы по ультразвуку, по детской реанимации. Все врачи, все специалисты были в восторге от этой конференции. Естественно, мы увидели тот уровень, который для нас практически недосягаем, но к которому мы должны и обязаны стремиться ради наших пациентов.
Это, можно сказать, информационный прорыв для акушерства и гинекологии, что специалисты такого уровня, профессоры Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии, участвовали в конференции. И самое главное, практически каждый врач подходил и с благодарностью отзывался об этой конференции.
— Тамила Муратовна, каким образом удалось наладить сотрудничество с этим центром?
— На самом деле, это произошло случайно. Центр акушерства и гинекологии в марте 2023 года проводил свою конференцию во Владикавказе на базе РКБ. Они пригласили специалистов практически со всего Северного Кавказа: Чечня, Ставрополь, Ростов, Кабардино-Балкария и так далее. Замминистра здравоохранения Северной Осетии позвонила нам и сказала, что они очень хотели бы, чтобы от Южной Осетии тоже прозвучал доклад о развитии акушерства и гинекологии в республике. Так как тогда я также была главным акушером-гинекологом, естественно, с докладом выступила я. И видимо, им понравился доклад, они сами подошли ко мне и отметили, что хотели бы посетить Южную Осетию, узнать, как все развивается у нас, хотели бы помочь, в силу возможностей. Естественно, мы с радостью согласились, но понимали, что вряд ли это осуществится. Но в августе прошлого года нам позвонили из Москвы, сообщив о желании провести конференцию в октябре.
На ней наши врачи очень активно проявили себя, подходили, задавали специалистам вопросы. А те с радостью на все отвечали. Произошел такой обмен мнениями.
Вторая конференция, которая будет сейчас проходить, имеет общее кодовое название "Международная осетинская конференция". Первый день, 19 апреля, мероприятия будут проходить во Владикавказе, и туда приедут представители Северного Кавказа, а также наша делегация. 20 апреля конференция будет проходить уже в Южной Осетии на базе ЮОГУ.
Это будет единая осетинская конференция по акушерству и гинекологии. Даже само название, мне кажется, звучит очень гордо и достойно.
— Будут ли отличаться темы конференции в Северной и Южной Осетии?
— Мастер-классы по детской реанимации будут повторяться, однако доклады будут другие. Во Владикавказе доклады будут читать представители северокавказских республик, а к нам в основном приедут лишь некоторые представители Северной Осетии и гости из Москвы.
Учитывая то, что они знают, что от нас поедет делегация, они нам прочитают чуть другие темы и другие доклады, чтобы было интересно.
Тамила Санакоева
© Sputnik
— То есть южноосетинским специалистам удастся послушать в два раза больше. Если говорить о повестке в Южной Осетии, что специалисты будут обсуждать 20 апреля в ЮОГУ?
— Они будут обсуждать проблемы акушерства, в частности, ведение беременности, особенно первый триместр, скрининги первого триместра, темы по детству, по неонатологии, по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, а также темы по детской реанимации с мастер-классами.
И на этой теме очень хочется остановиться. Потому что, детская реанимация — это наша боль, наш огромный минус, который мы никак не можем исправить.
Читая в первый раз свой доклад, я озвучивала, что детская реанимация — это наша проблема, поэтому именно для Южной Осетии они подготовили очень много мастер-классов по детской реанимации, чтобы мы в наших условиях могли выхаживать недоношенных детей.
Детской реанимации, как таковой, в Южной Осетии нет. У нас роддом физиологический, то есть, где рождаются доношенные дети в физиологическом сроке от 36-37 недель и выше, а недоношенные дети — 30-28 недель. То есть, когда мы видим, что есть угроза прерывания беременности на таком сроке, угроза преждевременных родов, мы стараемся таких беременных отправить на госпитализацию в Северную Осетию, или даже в сопредельные государства, когда сроки очень поджимают или бывают проблемы с дорогой.
В Южной Осетии необходима своя детская реанимация, чтобы мы не зависели ни от погодных условий, ни от Северной Осетии и, тем более, от сопредельных государств. В России в каждом регионе есть свой перинатальный центр, где есть отделение выхаживания недоношенных, реанимации недоношенных.
Для нас эта конференция, конечно, будет очень интересной, актуальной. И мы надеемся, что это станет одной из ступеней к будущему пути, потому что наша цель все-таки, это свой перинатальный центр.
— Говоря о сотрудничестве, есть ли договоренность о проведении каких-то курсов повышения квалификации для наших врачей уже непосредственно в самом центре?
— Мы говорили с ними на эту тему, но конкретно не обсудили. Я надеюсь, что если мы их очень попросим и министерство здравоохранения тоже поучаствует в этом, то это будет осуществимо. Для нас это было бы неплохо.
— Возвращаясь к темам конференции, которая состоится совсем скоро в Цхинвале, будет обсуждаться, конечно же, и гинекологическая эндокринология. Хотелось бы заострить внимание на ней, потому что это все проблемы, связанные с гормональной функцией женского организма. Каковы основные проблемы этой сферы у пациенток в Южной Осетии?
— Я бы хотела отметить, что свой доклад в прошлый раз на конференции я читала как главный акушер-гинеколог по организации акушерско-гинекологической помощи в Республике Южная Осетия, а 20 апреля я буду читать, как гинеколог-эндокринолог. Доклад будет посвящен проблемам гинекологической эндокринологии в Южной Осетии, и я освещу свою работу, которую провела с 2019 года, включая цифры, сколько, каких пациентов, с какими заболеваниями у меня прошли, а также эффективность проведенного лечения. Проблемы гинекологической эндокринологии в Южной Осетии огромны и очень актуальны.
До того, как я приехала сюда, этой проблемой практически никто не занимался. Естественно, у меня вышли на первое место проблемы бесплодия, невынашивания беременности, дисфункция яичников, аменореи, нарушения менструальной функции, эндометриоз, миомы матки, климактерические синдромы.
Например, по проблемам бесплодия на данный момент у меня прошло 450 пациенток, из них только у 30 из 450 был совместно мужской фактор и трубное бесплодие. То есть, это те показатели, которые стопроцентно идут на ЭКО. Все остальные имели проблемы эндокринного бесплодия, при лечении которого мы получали положительные результаты: по процентному соотношению из 420 женщин около 60-70% женщин смогли забеременеть. Я считаю, что это очень большая цифра.
Ну, и вторая такая глобальная проблема — это проблема невынашивания беременности.
Раньше проблемами невынашивания беременности не занимались не только в Южной Осетии, но даже в Северной Осетии. За эти пять лет у меня прошло лечение где-то 50 человек только из Владикавказа, которые специально приезжали ко мне на прием. А затем наблюдались у меня по беременности заочно, живя во Владикавказе и периодически приезжая на прием в Цхинвал.
По статистике, самый большой процент невынашивания связан с наследственными тромбофилиями, антифосфолипидным синдромом, гормональным фактором, инфекционным фактором. Но именно антифосфолипидный синдром наследственной тромбофилии пациенты лечили эффективнее, имея в анамнезе от двух до десяти неразвивающихся беременностей. 75% из них выносили беременность, родили здоровых детей. Это все также будет освещено в докладе.
— Также хотелось бы обсудить проблему неонатального скрининга, когда у только рожденного малыша из пятки берут кровь на пять генетических заболеваний, которые можно начать лечить с раннего возраста, чтобы это не перешло во что-то очень серьезное. Планируется ли в Южной Осетии введение такого скрининга?
— Мы каждый год планируем ввести этот неонатальный скрининг, но до сих пор его не можем внедрить. Это достаточно серьезный финансовый вопрос.
Но в принципе, это не самая большая проблема, потому что у нас само по себе нет обеспечения женщин во время беременности и после родов. Конечно, хотелось бы, чтобы государство, правительство обратило внимание на этот вопрос. Так, например, в Северной Осетии, если беременная встает на учет до 12 недель, она получает каждый месяц в районе 14 тысяч рублей. Этих денег ей хватает на какие-то анализы, на питание, на витамины, на лекарства. У нас тоже сделали такую программу и выплачивают около 800 рублей каждый месяц. Разница, конечно, огромная.
И я могу сказать, что практически все беременные, которые стоят на учете в Южной Осетии, параллельно стоят на учете и в Северной Осетии, чтобы получать эти деньги.
Когда беременная рожает и становится мамой до 25 лет, при выписке выплачивают единовременное пособие в 50 тысяч рублей, если роженице свыше 25 лет, то около 25 тысяч рублей, плюс, можно сказать, приданое ребенку, то есть памперсы, подгузники, одеяла, комплекты и так далее.
У нас ничего такого нет, естественно. Это тоже минус нам, я считаю. Мы все-таки должны показывать, что мы хотим, чтобы у нас в Южной Осетии рожали, чтобы беременели, и какое-то поощрение все-таки должно быть.
Также с 1 января 2024 года вышел закон, который говорит о том, что мамы, которые родили не на территории России и один из родителей не является гражданином Российской Федерации, не получают материнский капитал и все выплаты, которые положены на ребенка. То есть, если женщина рожает в Южной Осетии и у нее самой есть российское гражданство, а у мужа его нет, она не получит материнский капитал и не получит никаких выплат. Их получат только те дети, у которых оба родителя имеют российское гражданство. И это, конечно, не совсем хорошо, потому что у нас резко упало количество родов ввиду того, что достаточно большая часть женщин вынуждены ехать рожать во Владикавказ.
Мало того, мы их не поощряем во время течения всей беременности. Мы не можем им оплатить ни один анализ, то есть, первый скрининг, второй скрининг, все анализы, бак-- посевы, ПЦР-тесты - все платные.
Мы теряем даже то небольшое количество рожениц, которые у нас были ранее. И если дальше ничего не будет предпринято, то неизвестно, куда мы скатимся. Хотелось бы на это обратить внимание.
— Не зацикливаясь на каком-то конкретном случае, что нужно делать женщинам для того, чтобы быть здоровыми?
— Очень хотелось бы отметить момент, что в последнее время участились приемы именно девочек-подростков, то есть с 12 до 18 лет мамы приводят их, и девочки приходят сами. Раньше такого не было. И среди них есть нарушение менструальной функции, приходят девочки, у которых больше года не было менструации.
Раньше они бы не обращали на это внимание и так бы жили до тех пор, пока бы не встал вопрос о репродуктивной функции, проблем рождения детей. А здесь поднялось самосознание людей. Уже в начале становления репродуктивной функции при выявлении каких-либо нарушений мамы должны интересоваться здоровьем своих дочерей, и не оставлять эти вопросы на потом, потому что потом это все накапливается как снежный ком.
Также в Южной Осетии участились вопросы ожирения. Увеличилось количество женщин и подростков, которые приходят именно с нарушением жирового обмена. Конечно, это связано с фастфудом, с неправильным питанием. Это особенно плохо в подростковом возрасте, когда происходит становление организма. Если подросток останется в таком виде, то и в 20, и в 30 лет она будет в таком виде. Потом похудеть будет намного сложнее.
Поэтому, конечно, нужно смотреть за своим весом, за своим питанием, обращать внимание элементарно на свою менструальную функцию. Это такие элементарные вещи, которые каждый подросток, каждая девушка должна делать.
— А как часто необходимо приходить молодым девушкам и в целом женщинам на профилактический осмотр?
— Любая женщина, которая живет половой жизнью или уже жила половой жизнью и у которой нет жалоб, должна для профилактики приходить к гинекологу один раз в год. Но если есть жалобы, то, естественно, она должна приходить почаще. Девушкам также желательно раз в год профилактически ходить к гинекологу, спрашивать, если есть какие-то вопросы о своем организме, чтобы врач грамотно ответил и подсказал, как себя вести.
— Принимаются ли в Южной Осетии какие-либо меры для повышения осведомленности и образованности женщин о вопросах здоровья и профилактики заболеваний?
— Мы ставили этот вопрос в прошлом году перед российскими специалистами по сестринскому делу, и они как раз-таки проводили обучение медсестрам, которые работают в школах. Мы обсудили, на что им конкретно обращать внимание, когда они будут консультировать девушек. Какие-то моменты мы подробно разъяснили.
— Говоря о мерах, которые принимаются здравоохранением Южной Осетии для повышения образования женщин, есть ли в Южной Осетии школа будущих мам?
— Нет, к сожалению. Но есть школа мам, которые уже беременные, которые готовятся стать мамами в течение первой беременности.
То есть они должны находиться на учете в женской консультации по беременности у своего участкового гинеколога, им должны проводиться занятия о том, как надо себя вести во время родов, после родов, как кормить грудью, потому что грудное вскармливание — это тоже одна из главных проблем.
Естественно, хотелось бы, чтобы было эксклюзивное грудное вскармливание, так необходимое для ребенка, но очень часто бывает, что многие молодые девочки, придя на роды, сразу говорят, что не хотели бы кормить грудью. Я заметила, что есть такая тенденция, и она достаточно высокая.