ЦХИНВАЛ, 7 мар – Sputnik. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) становится тенью, следующей за многими героями, вернувшимися с боевых действий. Для многих он становится спутником их повседневной жизни, провоцируя бессонницу, кошмары, флэшбэки и другие непроизвольные реакции на раздражители. Почему возникает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и кто находится в зоне риска рассказал Sputnik кризисный военный психолог, руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский.
"ПТСР - это реакция на стресс. Сильнейшие максимальные раздражители проявляются в совершенно разных формах, то есть, такая крайняя форма дезадаптации, которая разворачивается - наступает не сразу, а со временем. В зоне риска находятся те, кто пережил сильный стресс. Чаще всего речь идет о посттравматическом стрессе комбатантов, то есть людей, которые находились и выполняли какие-то задачи в зоне боевых действий", - отметил Хасьминский.
Он пояснил, что причиной возникновения расстройства становится стресс, страх или горе.
"Такой стресс для человека не естественен и к сильным травмирующим событиям, человек никогда, по большому счету, не готов. Например, та же война - это совершенно противоестественное для человека состояние души, то есть выполнять боевые задачи - не нормальное состояния для человека. В любом случае, чем бы это не обосновывалось, убивать другого человека противоестественно. Бог в нас этого, конечно, не закладывал. Человек тянется к светлому и гармоничному, но, к сожалению, мы не в раю живем, и приходится воевать за правду. Это все равно очень тяжелое испытание для любой живой души, и никто к этому не готов", - отметил психолог, добавив, что исключением могут стать спецподразделения, которые всю жизнь психологически готовились к боевым действиям.
Хасьминский отметил, что ПТСР возникает не только у военных, но и бывших заключенных и пояснил, что человеку с ПТСР, нужна комплексная реабилитация, которая включает в себя и работу с его психологическим состоянием, и с соматическим состоянием, и с духовным состоянием.