Министерство образования и науки Южной Осетии инициировало проведение опроса по теме перехода на пятидневную учебную неделю. На сегодняшний день более 70% пользователей выступили за такое изменение, даже с учетом того, что это может повлечь за собой увеличение количества занятий в день. О том, что мешает школам Южной Осетии перейти на пятидневку, какие требования СанПиН необходимо будет учесть и как может измениться учебная программа и нагрузка учителей – читайте в нашем материале.
Можно ли в Южной Осетии учиться пять дней в неделю?
Пятидневная учебная неделя уже давно функционирует в большинстве стран Европы и штатов США; во многих странах мира вообще уже перешли на четыре дня обучения в неделю. Кроме того, пятидневка уже несколько лет обязательна в школах Москвы и Подмосковья. Что касается региональных школ, по закону, решение о введении пятидневной недели остается за самим учебным заведением - при условии, что на это согласны все коллегиальные органы - педсовет и родительские комитеты.
По словам помощника министерства образования и науки Южной Осетии Нины Джиоевой, в республике инициировать переход на пятидневное обучение может каждый участник образовательного процесса - руководство школы, родительский комитет или сами учащиеся. К тому же школа имеет право менять режим обучения на любом этапе - в начальной, средней или старшей школе. При этом стоит учитывать, что по нормам СанПиН для первых классов шестидневка вообще недопустима. Ввести пятидневку можно и в отдельном классе, главное - соблюсти все процессуальные шаги, добиться согласия родителей и преподавателей и лишь при наличии консенсуса уже вводить изменения в жизнь.
Что сказано в СанПиН?
СанПиН - это санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые определяют допустимые условия работы и обучения граждан, подробно описывая, какие факторы и параметры создают безопасную среду, а в каких работать, учиться, лечиться и так далее категорически нельзя.
В случае со школьным образованием СанПиН, среди прочего, устанавливает требования к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки, как при пятидневной, так и шестидневной учебной неделе. Просто перенести субботние часы на остальные пять дней по СанПиН недопустимо - в случае, если школа работает по пятидневной схеме, максимальная нагрузка в течение недели сокращается, а вместе с ней сокращается и количество учебных часов.
Правда, требования СанПиН, хоть и являются именно требованиями, а не рекомендациями, соблюдаются в Южной Осетии не всегда, особенно в том, что касается максимально допустимой нагрузки на учащихся.
Сегодня и при шестидневной неделе учебный план нарушает нормы учебной нагрузки за счет того, что добавлены обязательные предметы национального компонента.
Принимая во внимание расширение учебной программы, неудивительно, что первоклашки учатся по шесть дней в неделю, что, согласно СанПиН, вообще недопустимо, а у остальных классов на несколько часов превышены нормы допустимой недельной нагрузки.
Как быть с часами и программой?
Фактически сокращение учебных часов означает сокращение самой школьной программы, что и произошло во многих школах Москвы и России в целом. При этом обязательные предметы не пострадали: количество часов урезали за счет так называемого "школьного компонента" программы - предметов, наличие и объем которых в учебном плане определяет сама школа.
В Южной Осетии такая схема не сработает: в республике "школьный компонент", по факту, состоит всего из одного часа в неделю, поскольку остальные часы "закрыты" национальными предметами - это "Осетинский язык и литература", "Традиционная культура осетин", "История Осетии", "География Осетии" и "Хореография". Они являются обязательными, а потому убирать их из школьной программы нельзя.
При переходе на пятидневку придется сократить и недельную нагрузку определенных часов учебного плана, и это тоже надо учитывать.
За введение пятидневной учебной недели выступает директор школы №6 Юрина Газзаева, причем, в первую очередь, как родитель: учитывая плотный график сегодняшних детей и родителей, общение между ними сводится практически к минимуму, а дополнительный выходной дал бы семьям возможность проводить некоторое время вместе. Кроме того, при шестидневной неделе и сами дети не успевают восстановиться ни физически, ни психологически, считает она: воскресенье расходуется на домашнее задание и подготовку к новой неделе, и, получается, ребенок не отдыхает вовсе.
"Сложно рассуждать, конечно, говорить о том, чтобы загружать детей по 7-8 уроков в день. Но, наверное, можно было бы сократить часы за счет каких-то предметов, скажем, физкультуры, или каких-либо других", - говорит она.
При этом школа не имеет права полностью убирать какие-то предметы из расписания - лишь сокращать часы. Это, в свою очередь, неприятно скажется на преподавателях, заработные платы которых высчитываются исходя из количества часов.
Кроме того, смена режима обучения потребует и других изменений: в первую очередь, увеличение перемен и дополнительного большого перерыва, доступа в столовую или буфет несколько раз в день и так далее. Другая проблема - что удлиненный учебный день сделает невозможным обучение в две смены - сегодня в республике в таком режиме функционирует школа "Альбион".
Как на пятидневку смотрят учителя и родители
Sputnik провел небольшой опрос, спросив мнения других участников образовательного процесса о данной проблеме. Большинство преподавателей и руководителей школ сходятся в одном: дополнительный выходной, несомненно, пойдет на пользу детям, однако при этом либо чрезмерно увеличится нагрузка в другие дни, либо пострадает программа обучения.
Многие родители же, напротив, положительно смотрят на возможность введения пятидневки, подчеркивая, что одного выходного слишком мало для того, чтобы отдохнуть и подготовиться к учебной неделе: по факту, говорят родители, дети отдыхают только вечером субботы, а воскресенье уходит на выполнение домашнего задания. Второй выходной мог бы решить эту проблему, дав детям время погулять с друзьями или отдохнуть с семьей. Правда, некоторые родители на это возражают, что вместо "полезного" отдыха дети просто проведут дополнительный день "в телефоне", что вряд ли положительно скажется на физическом и психологическом здоровье.
Нина Джиоева напоминает, что закон дает администрации учебного заведения полную свободу в этом вопросе, главное, чтобы соблюдались требования СанПиН. Поэтому, считает Джиоева, вместо введения пятидневки школа вполне может помочь обучающимся, сократив объем "домашки" на понедельник или поставив на субботу наиболее легкие и приятные предметы, чтобы снизить нагрузку на учеников в конце недели и дать им время отдохнуть.
Иные варианты решения
Как родители, так и школьники подчеркивают, что просто "разбрасывать" занятия шестого дня на остальные пять - не самая лучшая идея, так как это создает слишком много проблем. Вариантов выхода из ситуации может быть несколько - например, профильное обучение, когда, допустим, в старших классах создаются профильные классы с упором на определенные предметы. Преимущество каким-то занятиям дается за счет сокращения часов по другим предметам - скажем, отдается предпочтение физике и математике вместо иностранных языков. Опять же, полностью предметы из программы при этом не удаляются.
"Профильное обучение вводилось в школах два раза - первый раз на базе школы №2, еще через несколько лет - на базе школ №2, №5 и №6", - напоминает Джиоева.
Правда, оба раза профильные классы закрылись через год, и школы вернулись к обычной программе обучения - причем, подчеркивает Джиоева, произошло это по решению родителей.
На сегодняшний день республиканский учебный план 10-11 классов предусматривает возможность профильного обучения - при желании его можно реализовать. Это во многом бы разгрузило старшеклассников дав им при этом возможность более глубокого изучения профильных предметов, которые нужны им для поступления.
Перейти на пятидневку возможно, но при этом, конечно, придется пересмотреть рабочие программы.
Сколько времени займет переход на пятидневку?
Юрина Газзаева считает, что за лето вполне можно справиться с этой задачей, если будет принято решение о полном переходе всех классов на пятидневку. С этим согласна и Нина Джиоева - по ее словам, если школы начнут прорабатывать переход уже сейчас, то никаких проблем в начале нового учебного года не возникнет.
Одним словом, переход на пятидневную неделю не обязательно должен быть оформлен отдельным законом или решением министерства - провести локальную реформу может каждое отдельное образовательное учреждение и даже каждый отдельный класс, при условии, что действующие законы и нормы СанПиН будут соблюдаться. Однако прежде, чем осуществлять такой переход, все участники образовательного процесса должны рассмотреть все плюсы и минусы реформы, оценить риски и принять единое решение.
К счастью, как уже говорилось в нашем материале, успешных примеров работающей пятидневки, а также разных схем обучения и объемов домашнего задания в мире более чем достаточно, в том числе и в странах и регионах мира с существенным национальным элементом в образовании. А соответственно, много возможностей перенять опыт тех, у кого уже получилось реформировать классическую систему образования - или, как минимум, позаимствовать некоторые элементы из успешных "кейсов".