Востребованность профессий неврологов, специалистов коррекционной педагогики растет в Южной Осетии. Несмотря на значимость и уровень профессионализма специалиста, работа с особенными детьми ведется совместно с родителями.
О том, как определить ранние признаки нарушений, как выстраивать общение с особенными детьми, а также об особенностях профессии рассказала в беседе со Sputnik педагог по психокоррекции и изобразительной деятельности Мальвина Бибилова.
— Я занимаюсь с детьми, у которых есть ментальные нарушения, нарушения, связанные с крупной моторикой, с мелкой моторикой и умственное отставание. Если у ребенка есть диагноз или девиантное поведение, а девиантное поведение – это поведение, которое, можно сказать, является нестандартным для ребенка, то такой ребенок нуждается в психокоррекции.
— Насколько востребовано ведение подобных групп у нас в республике?
— К сожалению, такие группы очень востребованы. Я работаю в этом направлении около 13 лет, и если вспомнить самое начало, то – это до пяти человек, сейчас – около 30.
Нарушения обнаруживаются в основном в двух направлениях. Есть рост умственного отставания, задержки психоречевого развития, а также "расцвет" аутизма. Эти нарушения зачастили в нашей республике, их очень много. И, к сожалению, их выявляют поздно.
У нас есть такое понятие, когда родители говорят: "Ничего страшного, отец тоже был каким-то странноватым, и он тоже поздно заговорил". Родители ссылаются на это и оттягивают время, а когда уже доходит до школы, они понимают, что с ребенком сложно работать, и только тогда обращаются к специалистам. А этот период самый значимый и продуктивный в развитии у ребенка, когда можно тотально откорректировать и, если нарушение несложное, практически довести до нормы.
— Какова общая картина положительных результатов доведения до нормы таких нарушений?
— Как я уже отметила, результат будет, если обратиться к специалисту вовремя, то есть в два или три года. Мне потребуется от одного до двух лет, чтобы откорректировать ребенка, если это несложные нарушения. А если ему пять или шесть лет, то я могу корректировать его и до 12 лет, потому что этот ранний важный период становления личности, развития ребенка уже упущен.
Со своей стороны, я бы хотела отметить, что тотальная привязанность родителей к чистоте также может вызвать очень много нарушений. Родился здоровый ребенок, у которого нет никаких нарушений, и родители делают все, чтобы это нарушение у него появилось. Детям не разрешают трогать природные материалы - это грязно, он испачкается и так далее. В результате ребенка окружает все, что создано на фабриках, то есть все гладкое, тотально чистое и из искусственных материалов.
Ребенок с года начинает развиваться сенсомоторно. То есть трогает, например, древесину, и в головной мозг поступает импульс "твердый, шероховатый, грубый", и фиксируется сенсорно, как выглядит объект. А потом, если ребенка спросить, что такое дерево, то мозг вспоминает.
Некоторые дети камни могут никогда не трогать, потому что они грязные. Родителям нужно доносить, что обязательно ребенок должен все трогать и изучать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно развивался, пусть он будет грязным и неопрятным, но с хорошим развитием, чтобы в будущем стать хорошей личностью и правильно коммуницировать. Ребенок получает от окружающей среды огромный процент информации.
— Могут ли эти ограничения вызвать в будущем какие-либо фобии у ребенка?
— У меня довольно большой опыт, поэтому я всегда люблю приводить реальные примеры. У меня был ребенок, который родился здоровым. Маме 48 лет, то есть мальчик поздний, излюбленный. Мама очень боялась, что с ним может что-то случиться. Эта опека дошла до того, что она вынимала косточки из винограда, чтобы ребенок не подавился. И в конечном счете это привело к задержке развития и умственному отставанию.
Сейчас мы корректируем нарушения. Но зачем, если можно было обойтись без этого.
— Сейчас стало модным рожать "гениев", Моцартов, Ньютонов, Эйнштейнов, то есть, когда ребенок с годовалого возраста обучается алфавиту, причем не только русскому, осетинскому, но и английскому и так далее. И, действительно, таких примеров много, когда у детей просто отнимают детство. Встречаются ли такие примеры?
— У тех личностей, которых вы перечислили, было нарушение, которое называется синдромом Аспергера, – это когда мозг функционирует неправильно. То есть имеется предрасположенность к одному направлению, и ребенок не получает абсолютно никакого удовольствия от других видов деятельности. И даже каких-то социально простых вещей эти гении делать не могли, например, есть: Эйнштейн мог два дня быть голодным. И в таких случаях очень часто ребенок остается без социального общения.
Что касается чтения – это просто автоматизация навыков, не более того. То есть ребенок может знать буквы, но не до конца понимать, что эти символы означают. Я вас уверяю, ребенок даже в три года может выучить японский и китайский языки. Это мы говорим ребенку, что это сложно, но для детей нет понятия сложности.
Однако автоматизировать такие вещи не желательно. Часто это делают те родители, которые считают детей своей собственностью. А это отдельная личность, отдельная, можно сказать, "голова", отдельный человек. Он имеет право мыслить так, как ему нравится.
— Мальвина, вы отметили, что в коррекционной группе занимаются дети с различными диагнозами. Это аутизм, умственные нарушения. У нас в республике есть острая нехватка определенных специалистов, врачей, в том числе неврологов. Возможно, есть те, у кого нет возможности выехать куда-нибудь за пределы республики. В связи с этим, есть ли признаки, на которые, по вашему мнению, нужно обращать внимание при развитии ребенка? Что является, скажем так, сигналом для того, что нужен определенный специалист?
— Самое первое, на что нужно обратить внимание – это когда у ребенка нет реакции на родителя. То есть, допустим, вы мама и подошли к ребенку. Он подсознательно понимает: когда появляется этот человек, то ему хорошо, мама его кормит. И у ребенка есть определенная, невероятная привязанность к матери. То есть он должен отличать маму и реагировать на нее. Если вы замечаете, что ребенок смотрит сквозь вас, а это невозможно не заметить, вы для ребенка как что-то неодушевленное.
В восемь месяцев ребенок начинает различать объекты, и на родителя, соответственно, должна быть реакция. Чуть позже ребенок должен концентрировать взгляд на объекте. Ему показывают объект, и начинается изучение. Поэтому если вы замечаете, что ребенок смотрит на объект скользящим взглядом и не может задерживать внимание на объекте для того, чтобы изучить его, это может быть начальным этапом нарушения.
Потом он на все будет так смотреть, и не будет сбора определенной накопительной информации с окружающей среды, по типу: большой, маленький, цвет, форма объекта.
Также есть такое понятие, как стимы – постоянные подергивания. Для ребенка стимы – это получение удовольствия. Это мы, когда лежит конфета, понимаем, что это удовольствие, то есть ты поешь и тебе хорошо. Для ребенка тоже самое – стим. Он не может себя остановить от этих постоянных подергиваний.
Помимо этих двух моментов, естественно, нарушения и физического развития, когда, допустим, ребенок не держит голову в определенном возрасте. Это дисплазия, отсутствие мышечного тонуса, также приводят к нарушениям. Это самые простые признаки в раннем возрасте.
— Можно ли вышеназванные проблемы решать самостоятельно, непосредственно родителями, или же требуется помощь специалиста?
— Можно решить и самостоятельно. Желательно, конечно, обратиться к специалистам, чтобы они поставили правильный диагноз, потому что в зависимости от диагноза выстраивается общение с ребенком.
Допустим, если есть нарушение концентрации, то ребенку нужно отдавать предметы на уровне глаз и при этом произносить их громко, чтобы он научился смотреть вам в глаза. Если есть другие нарушения, то необходимо вести себя по-другому.
Но обязательно нужно обратиться к неврологу, чтобы он поставил правильный диагноз и дал рекомендации, какой специалист узкой направленности вам нужен: психолог, дефектолог, логопед и так далее.
— Какой самый ранний возраст, с которым вы работаете?
— На данный момент три года и два месяца. До этого было три.
— Вы работаете с группами или это бывают индивидуальные занятия с детьми?
— Если у ребенка нарушения сложные, то, естественно, индивидуально. Потому что мне нужно довести ребенка до того состояния, чтобы он смог коммуницировать в группе. Это отдельная тема.
Есть такие виды нарушений, где ребенок некоммуникабельный. Это чревато тем, что, если он в будущем будет работать где-то, где большой социум, где нужно общаться, ему будет сложно. И мне уже сейчас нужно как-то подготовить его к тому, что необходимо общаться, но чтобы ему было комфортно. А потом, когда я довожу их до нормы, то, конечно, перевожу в группы.
— Какие методы обычно применяются в работе с такими особенными детьми?
— Методов очень много. Выбор зависит от нарушения. Я, допустим, всегда начинаю с концентрации внимания, крупной моторики, потому что обычно во всех нарушениях не работает моторика. Если говорить об изобразительном искусстве, то в работе я стараюсь применять как можно больше природных материалов. Это и работа с соленым тестом, и с глиной, и с разными маслами, чтобы развить сенсомоторику.
— Это совместная работа родителя и педагога. Охотно ли родители идут на контакт?
— Родители, конечно, бывают заинтересованы в развитии своих детей. Естественно, они хотят исправить нарушения. Но обычно с родителем параллельно ведется отдельная работа. В случае примера с "залюбленным" ребенком, 60% работы велась с родителем. Потому что, если я доведу ребенка до нормы, а родитель будет его воспитывать как прежде, смысл коррекции теряется.