Олег Джагаев, Sputnik
Недавно в парламенте Южной Осетии вновь вспыхнули жаркие дискуссии о целесообразности сохранения "ценза оседлости" в республике. Большой резонанс, в частности, вызвал законопроект, представленный депутатом от партии "Единая Осетия" Ацамазом Бибиловым, в котором предлагалось не распространять действие этой избирательной нормы на участников СВО. Обсуждение данного законопроекта быстро перешло в разговор о "цензе", в ходе которого мнения депутатов разделились – одни высказались за его отмену, другие – за его сохранение в измененном виде.
Вопрос того, нужен или не нужен "ценз оседлости" в Южной Осетии, не раз поднимался как в стенах парламента, так и в обществе республики. О том, как и когда принимался "ценз оседлости" в Южной Осетии, об опыте применения этой нормы в других странах мира и о том, какой позиции по поводу "ценза" придерживаются различные политические партии в республике, читайте в материале Sputnik.
Что такое "ценз оседлости"
"Ценз оседлости" – требование, установленное избирательным законодательством, согласно которому гражданин того или иного государства должен прожить в нем определенное время, чтобы получить право избирать и быть избранным.
То есть, если человек хочет стать президентом своей страны, он должен будет прожить в этом государстве определенный законом период времени.
Это требование обычно прописывается в законодательстве для того, чтобы кандидат на ту или иную государственную должность был знаком с жизнью страны не только посредством соцсетей и ТВ, но и знал ее изнутри.
История "ценза оседлости" в Южной Осетии
Впервые эта норма в отношении избрания главы государства была введена в законодательство во время президентства Людвига Чибирова.
В 2001 году парламент Южной Осетии, в котором на тот момент большинство представляла коммунистическая партия, принял поправки в избирательное законодательство. Теперь закон гласил: "Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и проживающий на территории Республики Южная Осетия не менее 10 лет".
Требование по цензу в 10 лет для депутатов законодательно было установлено ранее. Поскольку изначально в республике была парламентская форма правления.
Формулировка с требованием беспрерывного проживания непосредственно до выборов появилась в республике в 2004 году во время президентства Эдуарда Кокойты. Тогда оно коснулось лишь кандидатов в депутаты парламента, которые могли быть избранными только в случае, если они постоянно проживали на территории Южной Осетии последние 5 лет, предшествующих дню регистрации.
Спустя семь лет, в 2011 году, уже во время второго срока Кокойты это требование было распространено и в отношении кандидатов в президенты, только в более жесткой форме. Человек, желающий стать главой югоосетинского государства, должен был постоянно проживать на территории республики последние 10 лет, предшествующих дню регистрации в качестве кандидата в президенты.
Окончательную форму норма о "цензе оседлости" в Южной Осетии приобрела в 2016 году в период президентства Леонида Тибилова. Тогда парламент республики, в котором большинство на тот момент имела партия "Единая Осетия", определил, что постоянным проживанием считается, если гражданин находится за пределами Южной Осетии не более 93 рабочих дней в году без уважительной причины (командировка, учеба, лечение).
Что думают о "цензе оседлости" партии Южной Осетии
Политические партии, представленные в парламенте Южной Осетии, придерживаются разных взглядов касательно "ценза оседлости".
По мнению вице-спикера закоргана республики, лидера "Народной партии" Александра Плиева, "ценз оседлости" для кандидатов в президенты РЮО необходим, но в то же время его нужно смягчить.
"Полностью отменять ценз не нужно. Эта норма ведь применяется не только у нас, но и в других странах. Однако в Южной Осетии требования "ценза оседлости" очень жесткие, потому что не позволяют участвовать в выборах довольно значительной части граждан республики. Мы не должны человека, который по той или иной причине покинул Южную Осетию, но при этом достойно ее представляет и хочет работать на благо республики, лишать права быть избранным", – отметил он.
Председатель партии "Ныхас", парламентарий Зита Бесаева, напротив, считает, что норму о "цензе оседлости" необходимо сохранить в нынешнем виде.
"Требования к кандидатам на выборные должности, в частности, к кандидатам в президенты, должны быть более высокими по сравнению с лицами, которые назначаются на должность. Лицо, претендующее на выборную должность, должно понимать и знать чаяния своего народа, только в этом случае оно будет знать все проблемы своего государства. Избирательные нормы, установленные Конституцией Южной Осетии, не могут меняться каждый раз перед выборами в угоду отдельным лицам и в их личных интересах. Мы должны задуматься и позаботиться о безопасности своего государства, не давая возможности вмешательства во внутренние дела нежелательным силам извне", – подчеркнула она.
Похожей позиции придерживается лидер "Единой Осетии" Алан Тадтаев. Однако, по его мнению, одну поправку в норму о "цензе оседлости" внести все же необходимо, и это изменение должно касаться участников СВО.
"Учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию в Южной Осетии, ценз нам нужен. Президентом должен быть человек, который пережил все тяготы и лишения, которые выпали на долю нашего народа в последние годы. Единственное изменение, которое нужно внести, должно затрагивать участников СВО. Позиция нашей партии заключается в том, что мы не должны ущемлять этих людей в праве избираться и быть избранным", – отметил он.
Политический тяжеловес Южной Осетии Станислав Кочиев, долгие годы являвшийся бессменным лидером Компартии РЮО, считает "ценз оседлости" устаревшей нормой, однако в данное время все еще нужной республике.
"Ценз – это пережиток прошлого, но это прошлое югоосетинское государство еще не преодолело. Поэтому эта норма пока что нам нужна", – сказал он.
В свою очередь, действующий президент Южной Осетии Алан Гаглоев еще во время своей предвыборной кампании 2022 года отмечал, что "ценз оседлости" нужен республике, но не в такой форме, в которой действует сейчас.
"На мой взгляд, "ценз оседлости" нашей республике нужен, но именно как требование о проживании в течение десяти лет, без слова "последних". Это позволяет избежать ситуации, при которой президентом Южной Осетии может стать совсем посторонний для республики человек", – подчеркнул он.
Как действует "ценз оседлости" в других странах
Норма об избирательном "цензе оседлости" действует не только в Южной Осетии, она успешно применяется и в других странах мира.
Так, к примеру, в России президентом может стать человек, проживший на территории страны не менее 25 лет, а в Германии это требование ограничивается одним годом. Довольно жесткие требования по "цензу оседлости" установлены в избирательном законодательстве США. Главой Белого дома может стать только тот человек, который родился в США и прожил в стране не менее 14 лет.
Такие же ограничения, как в Южной Осетии, действуют, к примеру, на Украине. Здесь главой государства также может стать только тот, кто постоянно проживал на территории страны в течение 10 последних лет перед выборами.
Более жесткое требование установлено в Беларуси. Человек, желающий стать президентом этого государства, должен постоянно проживать на территории страны не менее 20 лет непосредственно перед выборами.
Как менялся ценз оседлости в Южной Осетии
Нужен ли "ценз" Южной Осетии?
Нужен ли "ценз оседлости" Южной Осетии? Дать однозначный ответ на этот вопрос представляется довольно затруднительным.
Мнения по поводу "ценза" разнились как 15 лет назад, так и сейчас. Одни считают эту норму своего рода преградой для прихода к власти случайных людей, другие полагают, что "ценз" ущемляет права рядового гражданина быть избранным и мешает развитию республики. Ведь многие успешные осетины, сделавшие карьеру в той же России и способные принести не мало пользы государству, не могут даже баллотироваться в депутаты на родине.
Поэтому, скорее всего, вопрос о "цензе оседлости" продолжит быть актуальным для Южной Осетии, а споры об этой норме будут актуализироваться в республике перед каждыми президентскими и парламентскими выборами. По крайней мере до тех пор, пока "ценз" не будет отменен.