Музыка живет с человеком не одно столетие. И хотя, казалось бы, все произведения уже написаны, придумать новое сочетание нот сложно. Многие продолжают связывать свою жизнь с миром Евтерпы. Одна из таких людей – директор Цхинвальского музыкального училища имени Феликса Алборова Жанетта Гагиева. В интервью Sputnik она рассказала о том, как пришла к музыке, как сейчас обстоят дела с преподаванием и чего не хватает музыке в Южной Осетии.
Это вторая жизнь
Гагиева признается: в музыку ее привели родители, которые сами были музыкантами. В 80-е годы играть на фортепиано было модно. Сама девочка поначалу таким заниматься не хотела, любовь к музыке вспыхнула лишь в классе шестом или седьмом.
"Сейчас я не представляю другой профессии для себя. Музыка для меня – это призвание, моя вторая жизнь. То, чем я занимаюсь от души с полной отдачей, и другого я для себя пока не представляю. Выходя на сцену, я, в принципе, сливаюсь с неким пространством, которого, наверное, на земле нет места. Это некоторая атмосферная величина, куда я попадаю, как только начинаю воспроизводить звуки, поэтому у меня ощущение полного счастья и растворения в космосе. Для меня самое главное все свои ощущения передать в звуке", - поделилась директор училища.
Сейчас Жанетта Валерьевна занимается концертмейстерством и говорит, что это достаточно сложно. Во время сольных выступлений музыкант находится в гармонии с собой, а вот в ходе аккомпанирования приходится передавать и свои ощущения, и слиться с певцом, "дышать вместе с ним".
Любимая музыка для директрисы – классика XVII-XIX веков, а вдохновение и энергию она черпает в рок-музыке. При этом, по словам Гагиевой, раньше она даже писала музыку в атоническом стиле.
"Я брала мелодии из детских песен и адаптировала их под современную музыку, а потом просто забросила это дело – не понравилось. Меня все-таки привлекает классическая гармония", - рассказала она.
Жестокость в музыке
В нынешнее время замотивировать ребенка заниматься музыкой очень сложно. Есть телефон с доступом в Интернет и любой информацией, разве кому-то еще будет интересно сидеть и клацать по педалям? Гагиева считает, что главные факторы заинтересованности ребенка – это семья и сам преподаватель, которого ученик должен искренне любить. Соответственно, и учитель должен вызвать к себе любовь, а не страх или ненависть.
"Бывали зловещие моменты, когда учитель мог ударить своего подопечного по рукам. На мне мои учителя тоже так практиковались. Это ужасно. Времена меняются, сейчас дети стали жесткие по отношению к своим правам, мало кто станет такое терпеть, в том числе и родители. Раньше мамы и папы если и реагировали, то всегда бывал виноват ребенок. Поэтому большой процент детей бросали музыку из-за жестокости. Я считаю это насилием. Конечно, методы сейчас изменились, изменилось отношение преподавателя к своим подопечным. Сейчас заставить ребенка заниматься музыкой, в принципе, сложно, потому что есть Интернет. Но по-другому нельзя, потому что даже Моцарта заставляли, хотя это был уникальный ребенок", - поделилась Гагиева.
На сцене чудес не бывает
Руководителем училища Жанетта Валерьевна стала 12 лет назад. Признается – было сложно.
"Преподавать – это одно: воспитывать детей, готовить кадровый состав, руководить же оказалось очень сложно. Тут начинаешь себя заново познавать, работать над собой. Много времени ушло на воспитание себя, чтобы как-то понять коллектив, педагогический состав, потому что у нас очень разноплановый состав. У нас есть и педагоги, и концертмейстеры, и иллюстраторы – их достаточно много и к каждому нужен индивидуальный подход, потому что творческие люди специфичны. Пока вроде получается, но самое главное – продвигать работу и развивать учебный процесс в музыкальном училище. Бывали периоды провалов, а также и расцветы нашего процесса. Военный период давал свои сбои, хотя были и свои плюсы – на тот момент у нас открылось очень много дорог к реализации себя и своих студентов", - вспомнила директор.
Для развития музыкального искусства Южной Осетии не хватает выездов за пределы республики, контактов с другими образовательными учреждениями, признается Гагиева.
Музыканты сталкиваются с разными проблемами – иногда с транспортом, порой возникают дорожные препятствия, пертурбации со временем, из-за которых просто не успеваешь доехать.
"Пока сложно говорить о каком-то развитии музыкального искусства в Южной Осетии. Бывают какие-то проблески, особенно когда наши дети уезжают за пределы республики учиться. Это для нас бывает огромное продвижение, когда у ребенка появляется желание профессионально заниматься. Упорство важнее таланта, феномены не рождаются. Как говорил Феликс Шалвович (Алборов – прим. ред), на сцене чудес не бывает. Это многочасовая работа, многочасовая тренировка пальцев. Нужно развиваться и интеллектуально: много читать и слушать музыку, чтобы прививать себе вкус", - заметила Гагиева.
Планы училища
В последнее время благодаря министерству культуры в Южную Осетию все чаще приезжают профессиональные коллективы, проходят концерты, где можно не только удовольствие получить, но и какой-то опыт для себя.
"В нашем училище тоже проходят мероприятия – в конце сентября к нам приезжал колледж искусств имени Гергиева. Фестиваль назывался "Синтез искусства" и прошел на достаточно высоком уровне. Свои концерты у нас бывают часто, ежегодно в апреле мы проводим отчетный концерт. В нем участвуют все отделения музыкального училища", - сказала директор.
Сейчас коллектив готовится к поездке на фестиваль "Искусство созидания", который пройдет в Кабардино-Балкарии 6-9 декабря. Выступать будет оркестр народных инструментов под управлением народного учителя Южной Осетии Тины Кумаритовой, а также два солиста с инструментом домра. В середине декабря Минкультуры также проведет конкурс имени Феликса Алборова – это плановая работа по развитию культурного наследия Южной Осетии.