Это важный, но очень сложный процесс: Лали Гатаева о воспитании трудных подростков

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Тема трудных подростков и детей никогда не перестает быть актуальной, в том числе и для Южной Осетии. 30 октября состоялось совещание министра образования Аслана Лолаева с руководителями учебных заведений, где особое внимание было уделено вопросу воспитания трудных подростков.
О том, как родителям распознавать существующие проблемы и какие действия необходимо предпринять, чтобы оградить детей от нежелательного влияния, рассказала в интервью Sputnik начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД города Цхинвал Лали Гатаева.
Недавно прошло совещание министра образования с руководителями образовательных учреждений, где приняли участие и представители МВД, а особое внимание уделили теме трудных подростков и совместной работе по этому вопросу. По вашему мнению, насколько важна координация с руководством школы во время работы с трудными подростками?
— Дело в том, что мы с министром образования Асланом Давидовичем Лолаевым работаем всегда совместно. Я всегда говорю педагогам, что они наши коллеги. Просто мы в форме, а они в гражданской одежде. У нас одна работа и воспитательный процесс. А как мы знаем, в школах воспитательный процесс занимает большую часть времени.
Мы очень часто встречаемся с министром, с педагогами, в общем, с администрацией учебных заведений, и в конечном итоге приходим к выводу, что нам чаще надо проводить такие собрания. Специфика работы такая, что мы должны действовать вместе, потому что каждый из нас по отдельности ничего не сделает.
Допустим, если к нам попадает подросток, мы обязательно сообщаем по месту учебы и в министерство. По сравнению с большими городами, в нашем маленьком обществе это всегда резонансные моменты. Общество является свидетелем того, какой масштаб, какой характер это все приобретает, поэтому мы всегда информируем о том, что происходит. Если это необходимо, то обязательно прикрепляется наставник из числа педагогического коллектива.
Не можем не отметить, что тема трудных подростков обсуждается в этой студии не в первый раз. Меняется ли актуальность данной проблемы в Южной Осетии?
— Надо понимать, что это важный, но очень сложный процесс. В современном мире очень много соблазнов. К сожалению, мы все-таки опять вернемся к телефону и Интернету, но не как к аппарату, а как к средству, который имеет доступ в Интернет. Наши дети имеют доступ ко всем сайтам, где могут смотреть все, что они хотят. Это ничем и никем не запрещается и не ограничивается. В связи с этим психология людей, как взрослых, так и детей, очень сильно поменялась. Не скажу, что в лучшую сторону. Часто легче донести информацию до ребенка, чем до взрослого человека. Несмотря на сложность, это решаемо.
В Цхинвале инспекторы ОПДН и тренеры спортшкол обсудили вопросы воспитания ребят
— Как, по вашему мнению, снизить пагубное влияние социальных сетей на ребенка? Каким вы видите решение этой проблемы?
— Наверное, все-таки ребенка надо приучать к ограничению телефона, например, 15 минут в день. Когда человек вырастает, 15 минут становится мало. Можно ограничиться часом в день. Мы должны стараться все-таки контролировать то, что он там смотрит. По работе мне часто приходится смотреть телефоны подростков. У них свои какие-то группы. И они ужасно между собой общаются.
Техника идет вперед, люди идут вперед. Но все-таки мы должны понимать важность того, что на самом деле происходит, чем занимаются наши дети. Почему ребенок должен слушаться кого-то на улице, а не своего родителя. Значит, он для него не авторитет. Но если на ребенка пожаловались, не нужно его бить. Я не считаю это воспитанием.
— Какие факторы, помимо Интернета, могут негативно повлиять на ребенка?
— Когда человек рождается, в нем есть добро и зло. В конечном итоге побеждает что-то одно. У нас много спортивных направлений, секций, кружков, но на этих спортивных секциях мы должны доводить до детей, что спортом мы занимаемся не для того, чтобы кого-то на улице "дубасить". Защищаться – да, но не нападать первым. Мы все-таки приходим к выводу, что надо разговаривать с ними, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо, а что такое плохо.
Стоит ли запрещать мобильные телефоны в школах Южной Осетии – за и против
— Есть ли какие-то особые признаки, по которым можно вовремя выдернуть ребенка из условно плохой компании?
— Родитель на то и родитель, чтобы он был чутким, внимательным. И тогда, я вас уверяю, он сможет распознать в своем ребенке и хорошее, и плохое. Советы давать очень легко, говорить и рассуждать тоже, но все-таки жизнь есть жизнь. Только потом мы понимаем, что где-то что-то упустили. Поэтому никогда не бывает лишним проконтролировать, чем занят ребенок.
— Часто кажется, что трудный подросток ассоциируется с неблагополучной семьей. Действительно ли это так, или это стереотип?
— Это самый первый стереотип, который может быть в данном случае. Надо понимать, что такое трудный подросток. У нас понятие "трудные подростки" чаще связывают с пропуском занятий в школе или уходом с уроков. Но мы должны понимать, что трудные подростки – это на самом деле страшно. Социальное неблагополучие семьи абсолютно не показатель того, что ребенок в этой семье должен быть трудным или преступником и правонарушителем.
— Учитывая регулярные встречи с подростками, какова общая картина? Как себя показывают ребята на таких встречах?
— Вряд ли даже взрослый человек откроется на первой встрече и начнет чем-то делиться с незнакомым человеком. Поэтому я говорю, что эти беседы, разговоры должны быть регулярными. Единичные беседы не дают результатов. Если дети видят тебя в школе хотя бы три раза в неделю или через день, они привыкают. Когда я отправляю своих инспекторов по районам, то всегда предлагаю идти во дворы. Эти дети, взрослые сидят во дворах. Приходишь один раз, два раза, а потом они сами соберутся и все вам расскажут. Надо общаться с людьми. Мы ничего героического не делаем. Я не считаю это работой, это наша обязанность.
Школьникам Южной Осетии рассказали о вреде употребления наркотиков, алкоголя и курения