На празднование Дня провозглашения Республики Южная Осетия в Цхинвал приехало много гостей и друзей, среди которых был и командир казачьей бригады "Днепр" добровольческого штурмового корпуса Андрей Жидков.
Сегодня он выполняет боевые задачи в зоне проведения специальной военной операции, но 15 лет назад – в августе 2008 года – был одним из тех, кто первыми пришли на помощь Южной Осетии, на которую напала Грузия. В беседе со Sputnik он поделился воспоминаниями о событиях тех лет.
Осетины заслужили свою независимость
В Цхинвале Андрей Жидков получил из рук президента Алана Гаглоева высокую награду – орден Дружбы, за мужество и отвагу, проявленные в ходе операции по принуждению Грузии к миру.
"В Цхинвал я приехал по приглашению президента. Народ Южной Осетии не забывает поступки тех, кто подставил ему плечо. Он помнит не просто словами, а делами. Я рад, что президент республики относится с благодарностью к тем, которые волею судьбы оказались здесь в трудный период", – сказал Жидков.
Он отметил, что не был в республике с печально известного августа 2008 года и рад увидеть преобразившийся город.
"Осетины заслужили свою независимость не просто словом, а кровью, поэтому я понимаю, что сегодняшний праздник для них много значит", – сказал командир.
Он признается, что когда приехал в Цхинвал спустя 15 лет, то "немного потерялся, потому что в памяти остался город, который был весь в руинах".
"Сейчас его отстроили, люди залатали раны, но отголоски прошлого еще остались. Приятно общаться с людьми, многие меня знают, помнят, а ваше гостеприимство, как всегда, на высшем уровне", – подчеркнул Жидков.
Задачи на СВО
На специальной военной операции Жидков практически с самого первого дня. Говорит, что изначально возглавлял группы по освобождению от диверсантов, которые были засланы на освобожденные территории. Впоследствии получил задачу сформировать ОВД по Мелитополю и Мелитопольскому району, который возглавлял почти год.
После того, как структура официально была передана МВД РФ, он получил новую задачу – сформировать боевую диверсионно-разведывательную бригаду "Днепр", которую возглавляет до сих пор.
Бойцы "Днепра" воюют на херсонском и запорожском направлениях, частично на николаевском.
По словам командира, молодая бригада, сформированная в марте этого года, держит одно из самых горячих на сегодняшний день направлений.
"В бригаде служат в основном казаки – оренбургские, донские, запорожские. Держим оборону на Кинбурнской косе – это Николаевская область, то есть мы воюем еще и на третьем направлении. Против нас стоит SAS – британский спецназ морской пехоты. Основная задача моей бригады – это уничтожение диверсантов, а в некоторых местах мы держим линию фронта", – рассказывает Жидков.
В бригаде "Днепра" не только казаки – рядом с ними воюют и осетинские добровольцы. Как говорит командир, бойцы из Осетии показывают себя с наилучшей стороны и "бок о бок бьются с моими казаками".
"Это вторая война, в которой я бок о бок с осетинами бьюсь против общих врагов – 2008 год и сейчас", – говорит он.
По его словам, осетины приходят добровольцами не по одному, а целыми группами.
"Воюют очень хорошо, стоят на сложных направлениях, большое уважение к ним. Они воюют и умирают вместе с нами", – отметил командир.
На плечо осетин положиться можно
Он вспоминает, что когда в 2008 году горе пришло к осетинам, русские и казаки встали на их защиту. Сейчас война и горе пришли к русским и казакам, и осетины встали рядом с ними.
"Война, которая идет сейчас, осетин особо не касается, но они встали рядом с нами, добровольцами, по зову сердца. Это один из моментов, которые нас объединяют. Что в 2008 году, что сейчас, я скажу – на плечо осетин положиться можно", – подчеркнул Жидков.
Он рассказал об Олеге Мамиеве, позывной "Мамай", который воевал на Донбассе с 2014 года и командовал там интернациональной бригадой "Пятнашка".
"Он погиб в тот день, когда я уезжал в Москву, подвез меня до границы, я поехал в аэропорт, сел в самолет и улетел. Приземляюсь в Москве, у меня звонит телефон и мне говорят, что Мамай погиб. Как погиб? Он меня два часа назад отвозил на границу. А он поехал проверить ребят на передовой, прилетел снаряд и прямо в машину. Олег был настоящим осетином", – говорит Жидков.
Грузинам не были нужны ни культура, ни народ
В 2008 году Жидков был куратором батальона "Восток" по линии военной контрразведки. В составе этого батальона он и попал в Цхинвал в тот "горячий" август.
"Мы находились тогда в Чечне, 42-я дивизия, отдельный батальон спецназа ГРУ ГШ "Восток", который был сформирован чисто из чеченцев. Поступила задача сначала выставить одну роту на блокпост "Паук", а в 23.53 поступило известие, что Цхинвал подвергся обстрелу из РСЗО "Град" со стороны Грузии, которая вторглась в окрестности Цхинвала с задачей уничтожения населения", – рассказал командир.
Он вспоминает, что тогда были поражены практически все объекты гражданской инфраструктуры, грузины били именно по ним.
"Мы по ней не наносим удары, а грузины начали обстрел именно с них, по историческим объектам, потому что им не были нужны ни культура, ни народ", – говорит Жидков.
После начала боевых действий "Востоку" поступил приказ выдвинуться на помощь Южной Осетии, сюда была переброшена рота численностью в 113 человек.
"Наша основная задача была обеспечить выход из Рукского тоннеля, зачистка территории от снайперских и спецназовских точек, которые уже разместились в городе и вели огонь даже по гражданским. Они уничтожали всех. У нас была задача зачистить город. Она была очень сложная, даже нереальная, потому что на мой вопрос вышестоящему руководству о том, какая группировка нам противостоит, мне поступил ответ, что около 50 тысяч человек. Нас всего 113 человек", – вспоминает он.
К тому времени на подмогу прибыли другие части российской армии – задача была выполнена.
"В 2008 году мы первый раз столкнулись с "Градами", сейчас с хаймарсами, дронами. Война с каждым разом становится сложнее и бесчестнее. Я рад, что Цхинвал восстал из пепла и живет, потому что в 2008 году здесь творился ужас", – отметил Жидков.
Враг будет разбит, победа будет за нами
По его словам, самое страшное на войне – отдавать приказ и понимать, что его выполнение невозможно без потерь.
"С точки зрения командира самое страшное – это когда строишь подразделение и отдаешь боевой приказ, зная, что он без потерь не обойдется. Отправлять на выполнение задачи – это самое страшное. Когда рация в два или три часа ночи обрывается и тебе говорят, что там столько-то двухсотых или трехсотых. Это страшно", – признается Жидков.
Самое приятное, отметил командир, когда голос в рации сообщает, что задача выполнена, потерь нет.
"Враг знает, где стоит "Днепр", - он даже боится нас атаковать. В самых мясорубках стоят и осетины, воюют достойно, враг про них тоже слышал и знает. Огромная им благодарность. Да, они тоже несут потери, но стоят, воюют", – говорит он.
Жидков уверен, что несмотря ни на что "враг будет разбит, победа будет за нами".