В Южной Осетии наблюдается рост болеющих сезонными заболеваниями и инфекциями. Главный педиатр республики Лариса Ханикаева в интервью Sputnik рассказала о главных симптомах частого диагноза этой осенью – коклюша, а также о профилактике вирусных и респираторных заболеваний.
— На данный момент в Южной Осетии участились случаи заболевания коклюшем. Какая ситуация на данный момент?
— У нас действительно участились случаи заболевания коклюшем. Такая ситуация наблюдается как среди детей, так и среди взрослых. Могу сказать, что в последнюю неделю у нас увеличилось количество обращений. Пока лабораторно не подтверждено, однако предварительно клиническое исследование и общий анализ крови говорят о том, что у этих детей коклюш. Но мы все-таки перестраховываемся и проводим ПЦР-исследования.
За последний месяц практически каждую неделю мы фиксируем до семи обращений с диагнозом коклюш среди детей. Как правило, болеют и мамы, и папы и даже наш персонал в РММЦ.
Лариса Ханикаева
© Sputnik
— Лариса Владимировна, какие симптомы у данного заболевания?
— Кашель бывает разный, но коклюшный кашель сложно с чем-то спутать. Это приступообразный кашель. Кашлевые толчки происходят на выдохе, поэтому человеку бывает трудно вдохнуть. Также это трудноотделяемая вязкая мокрота, которую бывает трудно выкашлять, что периодически приводит даже к рвоте.
Приступы бывают преимущественно в утреннее и вечернее время. Возможна температура. Но ее наличие или отсутствие не говорит о коклюше. Конечно, все может начаться с респираторных признаков в начале болезни, но самый характерный признак – кашель, который может продолжаться от двух до четырех месяцев.
— Насколько известно, вакцина от коклюша входит в обязательный календарь прививок. Все, кто заболел, не привитые? Или привитый человек тоже может заболеть?
— Среди детей, которые заболели коклюшем, есть те, кому не делали прививку, либо не завершили вакцинацию. Прививки от данного заболевания делают в три этапа: в 3 месяца, в 4,5 и 6 месяцев. Единственная ревакцинация от коклюша проводится через год после последней вакцинации, то есть в возрасте полутора лет. Если родитель прививает ребенка позже, то соответственно мы высчитываем возраст для вакцинации между прививками, исходя из первой.
— Наверняка, многие родители, которые в свое время отказались от вакцинации, задумаются о прививках. Играет ли роль возраст детей?
— К сожалению, есть ограничения. Прививку от коклюша можно поставить только до 4 лет. Соответственно, чтобы закрепить эту вакцину, первичная прививка должна быть сделана до 3 лет, а через год проведена ревакцинация. Даже если мы начнем вакцинировать ребенка в возрасте 3 лет, он не успеет получить ревакцинацию, поэтому мы призываем делать все вовремя. Но хочу отметить, что вакцинированные дети, которые получили хоть одну вакцину, легче переносят болезнь. Никакие режимы, маски не помогут при коклюше. Есть лишь два варианта не заболеть – вакцинация и полная изоляция.
— То есть, как таковой профилактики коклюша для тех, кто не успел вакцинироваться, нет?
— Профилактики как таковой нет. Надо убедиться в том, что ребенок не в инкубационном периоде. Если возраст позволяет, то прививать.
— Сколько времени длится инкубационный период?
— Невакцинированный ребенок, который контактировал с болеющими, в любом случае заболеет. Это может проявиться в промежутке от нескольких дней до шести недель.
— Как взрослые переносят болезнь?
— Коклюш считается детской инфекцией. Взрослые, которые в детстве были вакцинированы и теперь заболели, находились в тесном контакте с болеющими. Все зависит от вирусной нагрузки в окружающей среде. То есть, побыв в контакте с одним ребенком или с двумя детьми, взрослые не заболеют. Но если врач контактирует большое количество раз, несмотря на прививку, он может заболеть. Поэтому мы прививаем детей, потому что они являются источником инфекции.
— Ко многим детским заболеваниям у детей вырабатывается иммунитет на всю жизнь. Относится ли данное правило к коклюшу?
— Согласно имеющимся данным, ребенок может иметь иммунитет после того, как он переболел. Перенесший заболевание ребенок имеет гораздо лучший иммунитет, нежели привитый. Но, учитывая, что заболевание проходит не совсем комфортно, желательно прививаться.
— Как вы считаете, может ли распространение коклюша в Южной Осетии перерасти в эпидемию?
— Я думаю, нет. Учитывая статистические данные о вакцинации, к счастью, родители, которые отказываются от прививок, в меньшинстве. Я полагаю, что ни в пандемию, ни в эпидемию это не перерастет.
— Сейчас осенний школьный сезон, и дети в постоянном контакте друг с другом, с учителями. Дети становятся также переносчиками ОРВИ, ОРЗ. Какова ситуация с этими заболеваниями, отмечается ли рост?
— Обращаемость по респираторно-вирусным заболеваниям незначительно возросла по сравнению с прошлой неделей. Есть заболевшие, но болезнь протекает легко. Пациенты лечатся на дому и амбулаторно.
Также в этом году волна ОРВИ началась раньше, чем обычно. Пока это не переросло в грипп, необходимо вовремя сделать вакцинацию для детей.
— Во многих регионах России, в том числе и в Северной Осетии, отмечается рост заболеваемости коронавирусной инфекцией. Можно ли его наблюдать среди детей в Южной Осетии?
— Мы готовы вовремя диагностировать коронавирусную инфекцию с помощью ПЦР-тестов. Но по лабораторным данным детей с этим заболеванием нет.
— Что бы вы посоветовали родителям, чтобы уберечь детей от вирусной инфекции?
— Любой чихающий и кашляющий ребенок как источник инфекции должен быть изолирован от коллектива. Чтобы избежать простуды, следует одеваться по погодным условиям. Но самая важная профилактика – это не контактировать с болеющими детьми.
— Очень часто люди лечатся народными средствами, не прибегая к услугам врачей. Насколько это опасно?
— Это очень опасно, даже если это не коклюш, а какое-то другое заболевание. Любое заболевание чревато осложнениями. Заниматься самолечением нельзя. Нужно обратиться к врачу, сдать соответствующие анализы и лечить то заболевание, которым ребенок страдает.