В Абхазии 30 сентября отмечают годовщину победы и независимости.
30 сентября исполняется ровно 30 лет с окончания абхазско-грузинского конфликта, который стал одним из самых острых на Южном Кавказе. Этот день отмечается в республике как День Победы и Независимости Абхазии.
Политолог, доцент кафедры политологии и социологии АГУ Далила Пилия рассказала Sputnik о значении этой даты и какой путь прошла братская республика, чтобы достичь заветной цели.
"Прежде всего, воспользовавшись тем, что я могу обратиться к вашему народу, к братскому народу, который стоял в самые тяжелые дни рядом с нами, хочу пожелать удачи и огромного счастья каждому, кто переживал и сочувствовал нам в наши трагические дни", - отметила она.
По ее словам, 30 сентября для абхазского народа это, с одной стороны, радость и счастье, а с другой - горе и страшная трагедия. Абхазия исполнила вековую мечту быть самостоятельной и избавиться от гнета, но досталось ей это ценой огромных потерь, крови и слез сотен матерей.
"Вырезан генофонд нации. Ведь на войну с первого дня пошли в том числе выпускники университета, молодежная элита, и это для нас невосполнимая утрата. Мы тоже каждые 10 лет пытались защитить себя разными способами, и очень надеемся, что 30 сентября разрешило все эти проблемы", - говорит Пилия.
Политолог отметила, что для того, чтобы рассказать о причинах и предпосылках войны, потребуется много времени, но главным, безусловно, было "абсолютное нарушение прав народа, который всю свою жизнь проживал на этой территории", давление со стороны, идеологические и этнические стычки, постоянная политическая борьба за выживание, за то, чтобы показать, что абхазы должны быть хозяевами своей земли.
"Это недовольство росло, и особенно оно высветилось после того, как Советский союз объявил перестройку и гласность. Было стечение обстоятельств - приход Гамсахурдия к власти, гражданская война внутри Грузии, на которую мы все с ужасом смотрели, никто этому не злорадствовал, но все понимали, что надо бояться соседа, который пережил гражданскую войну, который пережил братоубийственную войну, и поэтому ничто их не останавливало", - отметила Пилия.
В скором времени агрессия перекинулась на две автономии, объявившие о своем выходе из состава Грузии. Но блицкриг, которого ждали все, не случился. Война, которая длилась в Абхазии, один год и два месяца, была уничтожающей, республика была разделена на две части. С одной стороны, западная Абхазия, которая почти через два месяца освободилась от грузинской оккупации, но восточная Абхазия оказалась в кольце, в окружении, не было еды, оружия, а все беженцы из восточной Абхазии переехали в Кварчи. Чтобы объяснить, как в то время выживали люди, Пилия рассказала о письме своей коллеги, которая писала своей дочке: "Весна наступает, крапива, мы скоро будем все собирать и, конечно, варить. К сожалению, крапивы мало, а людей много".
"То есть война была направлена на уничтожение. Но благодаря абхазским защитникам, братской помощи Северного Кавказа, Южной Осетии победа оказалась за нами. За что мы искренне благодарим. Без этого бы нам пришлось еще долго бороться и сложить еще немало голов молодых людей", - говорит политолог.
По ее словам, Абхазия не собиралась выходить из Грузии, а обсуждала вопрос федеративной республики, но Грузия начала бомбить Абхазию именно в день, когда заседал парламент и обсуждал этот вопрос.
"Я хорошо знаю всю эту процедуру, потому что у меня брат был депутатом Верховного совета Республики Абхазия. Они собирались обсуждать федеративную Республику Грузия, чтобы она согласилась, но получилось то, что получилось", - рассказала Пилия.
Политолог считает, что дата 30 сентября 1993 года сыграла важную роль и на пути к признанию Россией независимости Абхазии. Серьезным толчком и импульсом к этому стали и события 2008 года в Южной Осетии.
Перед сегодняшней Абхазией, по ее словам, стоит много вызовов, в том числе повышение уровня элиты, и не только политической, формирование духовной и культурной жизни общества.
"Не достает монолита нашему обществу. Если общекультурный уровень народа хотя бы чуточку ближе к среднему, то и в экономике, и в сельском хозяйстве, и в сфере туризма, который для нас имеет большое значение, будет другой уровень отношения", - считает политолог.
Она обратила внимание и на низкую культуру дорожного движения; проблемы с употреблением психотропных веществ, результатом которой становится гибель молодых людей; проблемы экономики, которую надо поднимать, и промышленности, которой, по ее словам, как таковой в республике, не видно. Кроме того, Пилия уверена, что стране нужна оппозиция, но она должна быть конструктивной, трезвой и деловой.
"Не хочу никого обижать, но как представитель политической науки, не могу не подчеркнуть, что было бы желательно, чтобы теоретическая база, уровень наших многочисленных политических партий был выше. Я мечтаю, чтобы мы возродились, и я надеюсь, это обязательно произойдет", - подчеркнула она.
Говоря о внешней политике республики, Пилия отметила, что для Абхазии, несомненно, очень важно, чтобы наравне с Россией ее признали и другие республики. Для этого необходимо наводить мосты, искать связи, друзей, в том числе среди республик бывшего Советского союза, в Азии, на востоке, Ближнем Востоке.
Именно такой ей представляется возможность решения геополитических задач страны.