Что сулит Беларуси, России и Южной Осетии потенциальное вступление республики в Союзное государство – Sputnik узнал у экономистов и политологов.
В среду государственный советник президента Южной Осетии Вячеслав Гобозов заявил о желании республики вступить в Союзное государство России и Беларуси. Он назвал вступление РЮО в данное объединение "одним из приоритетов", поскольку это откроет для республики "новые горизонты".
Однако для воплощения данных планов в жизнь Цхинвалу необходимо получить признание Минска. По мнению Вячеслава Гобозова, президент Беларуси Александр Лукашенко "рано или поздно поймет выгоду" от признания суверенитета Южной Осетии.
О том, какую выгоду от признания независимости Южной Осетии может получить Беларусь, какие перспективы при вступлении в Союзное государство откроются для Южной Осетии и какие риски существуют при реализации данной инициативы – в материале Sputnik.
Предыстория вопроса
В августе 2008 года после грузинской агрессии против Южной Осетии руководство России приняло решение о признании государственного суверенитета закавказской республики. Признание получила и Абхазия.
За несколько дней до выступления занимавшего на тот момент пост президента РФ Дмитрия Медведева с заявлением о признании лидеры Южной Осетии и Абхазии встретились в Москве с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
Участники встречи подробно поговорили о предыстории конфликтов с Грузией, а также о правильности и своевременности шагов России, в том числе миротворческой операции РФ в Южной Осетии и Абхазии.
Однако Беларусь суверенитет Абхазии и Южной Осетии не признавала. Белорусский лидер не раз объяснял свою позицию в вопросе непризнания двух закавказских республик. По его словам, в 2008 году он был готов подписать указ о признании Абхазии, однако западные страны пригрозили ему санкциями.
В феврале 2022 года Лукашенко заявил, что Беларусь признает Южную Осетию и Абхазию суверенными государствами, "как только он поймет и президент РФ Владимир Путин ему скажет, что это необходимо".
В июле этого года парламент Южной Осетии также обсуждал возможность официального обращения к законодательному органу Беларуси с просьбой о признании. С такой инициативой выступил глава парламентского комитета по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству частично признанного государства Алан Техов.
Дальнейшая проработка вопроса была поручена главе парламентского комитета по внешней политике и межпарламентским связям Зазе Дриаеву.
Что даст Южной Осетии членство в Союзном государстве?
Одним из главнейших плюсов вступления Южной Осетии в Союзное государство является создание единого таможенного пространства и окончательное снятие таможенных барьеров между странами, считает глава информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии Юрий Вазагов.
Иными словами, отметил он, вырисовывается перспектива снятия таможни в контрольно-пропускном пункте "Нижний Зарамаг".
Этот вопрос для граждан Южной Осетии более, чем наболевший, и, действительно, один из самых актуальных. Многокилометровые и многочасовые пробки на границе не раз становились поводом для критики, в том числе руководства республики.
Кроме того, отмечают опрошенные Sputnik эксперты, этот фактор негативным образом влияет на приток в республику туристов, инвестиций и других благ.
Также, по мнению Вазагова, в данной инициативе большую роль играет и вопрос укрепления безопасности.
Он предположил, что поскольку обсуждение вокруг этого вопроса снова развернулось, за этим последуют более конкретные шаги.
"Но я думаю, что быстрого признания пока ждать не следует. В любом случае для нас это достаточно серьезный бонус, серьезное продвижение наших позиций на международной арене", – отмечает эксперт.
Говоря о том, в каких областях существуют перспективы наибольшего развития отношений между Южной Осетией и Беларусью, Вазагов назвал налаживание контактов в таких сферах, как образование и экономика.
Отдельно он отметил, что Беларусь обладает большим опытом развития аграрной сферы, который Южная Осетия тоже может использовать, поскольку аграрный сектор для республики играет не последнюю роль в ее экономическом развитии.
Проректор финансового университета при правительстве России Алексей Зубец говорит, что помимо контактов с Россией, у Южной Осетии в данном случае появятся более широкие и разносторонние контакты с Беларусью.
По его словам, эта республика является "интересным торговым партнером", сохранившим большой объем производства со времен СССР, а также крупным производителем продовольственной продукции.
Он пояснил, что если данная инициатива все-таки будет реализована, то для Южной Осетии откроются дополнительные возможности в части ведения бизнеса, покупки недвижимости, а также покупки собственности на территории Беларуси.
"То есть для Южной Осетии такая интеграция будет значительным шагом вперед, который расширит права граждан Южной Осетии не только на территории собственного государства и в России, но и Беларуси, – отметил Зубец. – Для предпринимателей и людей из Южной Осетии это станет блоком дополнительных возможностей – экономических и политических, гуманитарных, которыми ваши граждане, надеюсь, сумеют воспользоваться".
Аналогичного мнения придерживается и научный руководитель Института глобальных исследований Финансового университета при правительстве РФ Александр Ильинский.
"Выгода для Южной Осетии заключается в получении доступа к более крупному рынку, в расширении торговых возможностей и в потенциальных инвестициях со стороны более могущественных государств-членов объединения, – рассказал он. – Присоединение к союзу с двумя могущественными державами может дать РЮО более сильный голос в международных делах. Это может привлечь больше внимания со стороны других стран, и маленькое государство потенциально может влиять на процессы принятия решений внутри союза, предоставляя ему более широкую платформу на мировой арене".
Говоря о рисках присоединения РЮО к Союзному государству, эксперт отметил, что "на бумаге" существует риск асимметрии сил и неравенства с точки зрения влияния, ресурсов и возможностей принятия решений.
"Присоединение к союзу двух могущественных держав может привести к потере некоторой степени суверенитета Цхинвала. Ему, возможно, придется передать часть полномочий по принятию решений и формированию политики", - заявил он.
Поэтому, по его словам, крайне важно оценить уникальные обстоятельства и контекст интеграции РЮО в Союзное государство.
"Плюсы и минусы могут варьироваться в зависимости от таких факторов, как условия союза, отношения между государствами-членами, уровень интеграции и сотрудничества, а также конкретные цели и приоритеты небольшого государства", - заключил эксперт.
В чем выгода Беларуси?
Представитель администрации президента Южной Осети Юрий Вазагов считает, что активизация внешней политики будет способствовать повышению неформального статуса Беларуси, повышению ее имиджа в новом, складывающемся миропорядке.
"По другим направлениям Минск также предпринимает активные шаги, например, в отношении ШОС, БРИКС. Там наблюдается определенная активизация. Соответственно, дипломатическое признание Южной Осетии и Абхазии также придаст определенную динамику во внешней политике Беларуси", – поделился мнением Вазагов.
Алексей Зубец отмечает, что для Беларуси развитие отношений с Южной Осетией означает и развитие всякого рода цепочек интеграции.
"Если честно сказать, возможностей в этом случае не очень много, но они есть, – рассказал эксперт. – Это поставки разного рода продовольственной продукции, обеспечение населения Южной Осетии промышленными товарами, расширение рынков сбыта для белорусской продукции, в том числе текстильной. То есть Минск получает дополнительного торгового партнера, который позволит развивать взаимные кооперационные истории".
Алексей Зубец заметил, что в данном случае интерес является взаимным, имеющим в том числе и политические предпосылки.
По его словам, в настоящий момент Беларусь находится под достаточно серьезным прессингом со стороны западных стран – например, той же Польши, которая "прямо угрожает Минску войной".
И в этих условиях, считает эксперт, задача Беларуси сделать так, чтобы ее контакты на постсоветском пространстве расширялись, становились более разнообразными и прочными.
"Поэтому вхождение Южной Осетии в состав Союзного государства с согласия Беларуси является, среди прочего, одной из предпосылок укрепления связей между Россией и Беларусью, в том числе в сфере безопасности", – добавил Зубец.
По словам старшего научного сотрудника Института философии академии наук Беларуси, политолога Алексея Дзерманта, в Беларуси любое стремление воссоединиться в рамках большого евразийского пространства воспринимается хорошо.
Вопрос, отметил он, лишь в формах этого объединения, и здесь есть несколько концептуальных подходов.
"Россия, как правопреемница РСФСР, и Беларусь, как правопреемница БССР, – это субъекты, которые имеют определенную юридическую историю, в том числе международное признание. Если мы говорим о Южной Осетии, Абхазии – это новые субъекты, частично признанные, и тут возникает вопрос, в какой форме лучше их интегрировать. Есть вариант, когда Абхазия и Южная Осетия заявляют о возможности присоединения к Союзному государству России и Беларуси. И есть второй вариант, когда происходит создание некоего российского союза, в который сначала входят Южная Осетия и Абхазия, и потом этот союз интегрируется с Беларусью в рамках Союзного государства – Союза 2.0", – говорит политолог.
Вопрос, по его словам, концептуальный, и состоит в том, на что готовы пойти элиты этих республик, какую форму интеграции они выбирают. При этом данный вопрос не является принципиальным, считает Дзермант.
Могут ли помешать признанию новые западные санкции?
По словам Дзерманта, фактор западных санкций, из-за которых Беларусь ранее не признавала независимость Южной Осетии и Абхазии, сегодня уже не столь значим.
"Если нужно признание, чтобы независимые государства потом входили в союз, это вопрос технический. Если признание нужно, чтобы они существовали просто отдельно, есть ли в этом смысл сейчас? Нужно понять, ради чего мы делаем тот или иной шаг, что мы видим в конце, какой вариант – от этого и исходим. Россия, в общем-то, никогда от Беларуси не требовала каких-то шагов по признанию. Беларусь всегда осторожно вела себя, имея отношения, допустим, с Грузией. Но дело не в этом, а в том, какой образ будущего для нашего пространства мы видим, как интегрируемся, какой союз строим. Если мы определяемся концептуально, значит, потом делаем определенные шаги – признание ли или еще что-то – и тогда уже двигаемся к этой цели", – говорит Дзермант.
Говоря об общей пользе, он отметил, что если участники процесса восстанавливают общее политическое и экономическое пространство – это значит, что они открывают новую веху в истории стран, и поэтому открываются новые возможности в экономике и политике.
"Хотя будут и трудности, это тоже нужно понимать. Основная выгода в том, что Беларусь будет одним из учредителей этого процесса, будет в авангарде этого процесса, имея развитую промышленность. Этот потенциал понадобится использовать – в том числе для развития субъектов, которые присоединяются к союзу, если мы говорим об Абхазии и Южной Осетии", – сказал политолог.
При этом, отметил Дзермант, несмотря на то, что Россия и Беларусь сегодня уже имеют хорошие отношения, признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии придаст им новый импульс и новое развитие.
"Это значит, что отношения выйдут на новый этап, на новый уровень – на уровень большого союзного строительства. Это будет уже не какой-то междусобойчик, это будет задел на будущее. То есть мы открываем новую историю с новым союзом, потому что признание – это шаг к чему-то большему. Это не просто про независимость Абхазии и Южной Осетии, а это про то, что мы дальше все вместе строим что-то новое. И это будет важно для Беларуси, если в этом процессе она сыграет свою роль", – заключил политолог.