Госсоветник президента Южной Осетии Вячеслав Гобозов
заявил РИА Новости, что республика хочет вступить в Союзное государство России и Беларуси, поэтому для Цхинвала важно признание Минска.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко отмечал, что Минск готов рассмотреть этот вопрос в случае, если парламент Южной Осетии направит официальное обращение в законодательный орган республики.
Глава информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии, журналист, эксперт Юрий Вазагов рассказал в интервью
Sputnik о том, что дает республике вступление в Союзное государство и какова в этом выгода для Минска.
"Подобные настроения и предложения в Южной Осетии звучат давно, поскольку идея вхождения в Союзное государство достаточно популярна в республике. Один из главнейших плюсов этого – создание единого таможенного пространства и окончательное снятие таможенных барьеров между государствами, входящими в состав Союза. Иными словами, вырисовывается перспектива снятия таможни в контрольном пункте "Нижний Зарамаг". Это достаточно серьезное преимущество", – отметил Вазагов.
Кроме того, говорит он, большую роль играет и вопрос безопасности, поскольку Союзное государство достаточно интеграционное объединение, которое позволяет обеспечивать полную безопасность государств, входящих в его состав.
Вазагов предположил, что поскольку обсуждение вокруг этого вопроса уже развернулось, последуют более конкретные шаги.
Он обратил внимание на то, что абхазские коллеги последние два года достаточно активно продвигаются в этом направлении: состоялись официальные визиты, рабочие поездки руководства Абхазии в Беларусь и президента Беларуси в Абхазию. Кроме того, отметил Вазагов, абхазско-белорусские контакты развиваются по линии законодательных органов, в сфере образования и так далее.
"То есть пока что без официального признания, но Минск и Сухум достаточно активно продвигают развитие отношений по самым разным направлениям. Если этот процесс будет запущен и в отношении Южной Осетии, на первый план пока выйдет развитие контактов по актуальным направлениям. Я думаю, что быстрого признания пока что ждать не следует. Но в любом случае для нас это достаточно серьезный бонус, серьезное продвижение наших позиций на международной арене", – подчеркнул эксперт.
По его словам, если развитие отношений с Беларусью будет запущено по всем направлениям, в конечном итоге это выльется в дипломатическое признание.
Вазагов считает, что этому в немалой степени способствует та геополитическая обстановка, которая складывается вокруг России и ее союзников, в том числе Беларуси.
"Поэтому все эти благоприятствующие факторы могут в конечном итоге привести к установлению дипотношений между Южной Осетией, Абхазией и Беларусью, и, соответственно, тогда уже открывается прямой путь к вхождению двух республик в состав Союзного государства", – сказал он.
Эксперт заметил, что если углубиться в историю чуть больше, то контакты с Союзным государством в Южной Осетии в определенном формате имеются. Речь идет о том, что парламент Южной Осетии обладает статусом наблюдателя в Парламентском собрании России и Беларуси и регулярно получает приглашения на заседания и другие официальные мероприятия.
Говоря о том, в каких областях наиболее возможно развитие отношений между Южной Осетией и Беларусью, Вазагов назвал контакты в сфере образования и экономики, заметив, что в Беларуси большой опыт развития аграрной сферы, причем достаточно успешный. Он отметил, что аграрный сектор в Южной Осетии играет не последнюю роль, поэтому определенные подходы и опыт республика сможет использовать у себя.
Немаловажным он считает и контакты по дипломатической линии, поскольку, чем больше государств будет выступать в пользу Южной Осетии на мировой арене на различных международных площадках, куда Южная Осетия сегодня не имеет доступа, тем лучше для молодой республики.
В интервью РИА Новости госсоветник Вячеслав Гобозов также заявил о том, что белорусский президент рано или поздно поймет выгоду для Минска в признании суверенитета Южной Осетии. В этой связи Вазагов напомнил, что до определенного периода Беларусь занимала достаточно осторожную позицию в этих вопросах, так как опасалась последствий ответных шагов со стороны западных стран, санкций и другого давления. Но поскольку сейчас давление на Минск усиливается по полной программе, то стране терять уже нечего.
При этом, считает эксперт, активизация внешней политики, более активные шаги и решения будут способствовать повышению неформального статуса Беларуси, повышению ее имиджа в новом, складывающемся миропорядке.
"По другим направлениям Минск также предпринимает активные шаги, например, в отношении ШОС, БРИКС, там наблюдается определенная активизация. Соответственно, дипломатическое признание Южной Осетии и Абхазии также придаст определенную динамику во внешней политике Белоруссии", – пояснил Вазагов.
Он согласился с мнением, что начало СВО и сложившаяся в связи с этим ситуация в мире изменила позицию Минска, и не только. По его словам, меняется в целом расклад сил, и это открывает достаточно неплохие перспективы расширения дипломатического признания со стороны других государств, открывает прямую дорогу к прорыву политики изоляции и непризнания, которая выстраивалась союзниками Грузии на Западе вокруг Южной Осетии и Абхазии достаточно долгое время.
"Так что у нас есть неплохие перспективы. Я думаю, что при должной активности, последовательности действий, поддержке России и других союзников удастся добиться реальных результатов", – считает Вазагов.
Он добавил, что помимо Беларуси, наиболее перспективным направлением для Южной Осетии является и латиноамериканский регион, где происходит "новый левый поворот, явное усиление социалистических левых сил, настроенных антиамерикански".
Кроме того, Вазагов заметил, что многие латиноамериканские государства намерены вступать в БРИКС, достаточно четко оппонируют политике Запада и поддерживают Россию на международной арене, поэтому именно среди этих государств могут появиться такие, которые захотят пойти на подобного рода шаги (признание Южной Осетии и Абхазии – ред.).
В то же время, считает эксперт, ожидать признания со стороны стран СНГ и государств Евразийского союза пока не следует, но это не мешает расширять с ними гуманитарные контакты.