Элина Габараева, Sputnik
На рынке медикаментов в Южной Осетии явный разброс цен. Многие жители, особенно пожилого возраста, часто жалуются на рост цен на лекарства в разных аптеках. Нередки случаи, когда один и тот же лекарственный препарат одной и той же фирмы может в одной аптеке стоить 550 рублей, а в другой – 1200 рублей, и ничего с этим не поделаешь. Среди населения известны адреса "дешевых" аптек, где, по мнению горожан, цены на препараты наиболее гуманные. Там выстраиваются очереди, а в "дорогие" чаще ходят менее опытные потребители.
Если брать за пример Россию, то там, согласно закону, государственное регулирование цен осуществляется в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Это перечень лекарств первой необходимости, которыми часто пользуются для лечения того или иного заболевания. Скажем, в этом перечне значатся такие знакомые всем препараты, как диклофенак, панкреатин, амоксициллин, но-шпа, нитроглицерин, инсулин и аскорбиновая кислота. В том же списке находятся хлоргексидин, йод, термометры и многое другое.
В Южной Осетии нет ни перечня ЖНВЛП, ни других рычагов регулирования цен согласно букве закона.
Как в России
ЖНВЛП – это список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, он насчитывает свыше 18 тысяч наименований. В России на государственном уровне ограничена максимальная цена на ЖНВЛП, выше которой ни одна аптека продать такой препарат не может. Стоит отметить, что цены на остальные лекарства государство не регулирует, однако, если в течение месяца лекарство подорожало на 30 и более процентов, то госструктуры могут ограничить цены производителей и розничные надбавки.
Из чего состоят надбавки
Корреспондент Sputnik побывала в крупных цхинвальских аптеках и пообщалась с провизорами о ценообразовании лекарств. Предприниматели рассказали, что в надбавку на лекарственный препарат входят затраты на услуги поставщика, арендная плата на помещение, а также зарплаты провизоров.
"Возьмем две аптеки, где арендная плата одной стоит 10 тысяч, а второй 35 тысяч рублей. В одной аптеке работает хозяин, а у второго два провизора, которым надо платить заработную плату. Прибавим к этому и сумму услуг посредника. У двух точек цены будут разными, потому как затраты предпринимателя разные, ведь какой-то доход аптека тоже должна приносить", – рассказал фармацевт одной из наиболее крупных аптек столицы.
В другой аптечной организации нам рассказали, что на итоговую цену препарата в частности влияет растаможка товара, которая составляет около 14 процентов от общей стоимости, и услуги третьих лиц (в данном случае поставщиков), которые дорого стоят.
Ниже представлены цены в цхинвальских аптеках на некоторые востребованные среди населения препараты:
Милдронат (10 ампул) можно купить как за 200 рублей, так и за 556 рублей;
Мексидол (10 ампул по 5 мл): 520 – 1200 рублей;
Парацетамол: 10 – 25 рублей;
Бисопролол: 84 – 115 рублей;
Пенталгин: 112 – 180 рублей;
Глюкофаж: 702 – 950 рублей;
Капотен: 80 – 110 рублей;
Аспракам: 53 – 85 рублей;
Супрастин: 150 – 320 рублей;
Риностоп: 30 – 45 рублей;
Терафлю: 53 – 90 рублей;
Амоксиклав: 320 – 650 рублей;
Валерьяна в таблетках: 55 – 75 рублей.
Южной Осетии нужен ЖНВЛП
Между тем владелица другой крупной аптеки подняла тему необходимости регулирования законом цен на медикаменты, в частности – на жизненно необходимые препараты.
"У нас в республике нет закона, который бы регулировал цены на жизненно важные препараты, как в России. Однако российский закон нам полностью не может подойти, потому как напрямую многие фирмы не соглашаются работать с югоосетинскими ИП. Надо учитывать еще транспортные и таможенные расходы. На мой взгляд, работая над этим законом, надо исходить из реалий Южной Осетии, потому что в России он (перечень ЖНВЛП – прим. ред.) составляется, исходя из цены производителя без НДС, а у нас тут так не получается, ведь многие покупают лекарства через третьи руки", – рассказала Екатерина Битарова.
Она отметила, что те единичные фирмы, которые готовы подписывать контракты с югоосетинскими предпринимателями, выставляют прайс с существенно высокими ценами.
Битарова рассказала, что она владеет аптеками как в Южной, так и в Северной Осетии, пояснив, что в России она работает по упрощенной системе налогообложения (УСН) – "доходы минус расходы". УСН – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.
"Например, вы закупили лекарства на энную сумму, сделали наценку, скажем, пять процентов. Заплатили за препараты – это расходы, получили препараты, потом продали. Разница в наценке считается вашим доходом. Скажем, ваш доход составил 200 тысяч рублей, оттуда вычитаются расходы, пенсионные вычеты, соцстрах и другие расходы, которые необходимо подтверждать товарными чеками и накладными. Кроме того, заработная плата тоже входит в расходную часть. Все что после этих вычетов остается – это чистая прибыль, скажем, сто тысяч рублей. Теперь из этой суммы надо заплатить еще налог (7,5 процента УСН). Вообще до прошлого года УСН составлял 15 процентов, но из-за проведения СВО его сократили наполовину", – говорит фармацевт.
Оплата УСН в налоговый орган производится ежеквартально, а также в конце года надо предоставить годовой отчет.
"Эти расходы тоже складываются в цену. Однако (в отличие от Южной Осетии) в России каждый год дается реестр предельно допустимых цен на жизненно важные препараты, и его надо соблюдать", – отметила она.
Предприниматель добавила, что из-за мизерной наценки на жизненно важные препараты работать с ними становится все труднее.
"Во времена пандемии коронавируса многих препаратов из этого перечня не было нигде, скажем цефтриаксона и дексаметазона. Так сложилось из-за того, что фармкомпании в основном частные, и по ценовой категории препараты не подходили под перечень, а с расходами цена на препарат выходила больше допустимой суммы. Это нарушение закона, отзыв лицензии и внушительные штрафы", – объяснила она.
Битарова также отметила, что аптеки покупают препараты у третьих лиц, а не напрямую у дистрибьюторов, к этому еще прибавляются транспортные и таможенные расходы, потому и цены разнятся между Владикавказом и Цхинвалом.
Что по закону?
Глава парламентского комитета по здравоохранению Александр Плиев обозначил необходимость регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные препараты.
"На данный момент деятельность аптек, к сожалению, никак не регулируется. По аналогии с Россией и другими государствами необходимо регулировать хотя бы цены на жизненно важные лекарственные препараты. Соответствующий список должен существовать по нашему законодательству тоже", – сказал Плиев.
Он отметил, что работа над этим перечнем ранее велась Минздравом Южной Осетии, даже список лекарств был составлен, но работу потом приостановили.
По словам Плиева, в ближайшее время в закоргане будет проведено заседание комитета, на который будут приглашены все заинтересованные ведомства. Там, в частности, планируется обсуждение и вопроса регулирования цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты.