Почему на складе Минздрава Южной Осетии скопились просроченные лекарства?

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 29 мар – Sputnik, Диана Козаева. Обращение лекарственных средств имеет естественные потери, зачастую невозможно израсходовать весь запас приобретенных препаратов, сказала журналистам министр здравоохранения Южной Осетии Агунда Плиева.
В начале марта в СМИ появилась информация о том, что на складе ГУП "Югосмедпрепараты" скопилось большое количество лекарств с истекшим сроком годности на сумму более четырех миллионов рублей. На фоне нехватки медикаментов это вызвало немало вопросов среди населения.
Министр здравоохранения пояснила, что эта "просрочка" копилась на складе с 2016 года, поскольку в свое время изделия не утилизировались.

"Это не просрочка за один год. Поверьте, лекарственное обращение имеет естественные потери. Никак не может быть так, чтобы полностью тот перечень, который был приобретен, был израсходован. И если бы эти лекарственные препараты, расходные материалы и медицинские изделия вовремя утилизировались – а это нормальное явление, и в Минздраве есть комиссия по утилизации, то этой ситуации бы не было. Но они скапливались в течение семи лет. Поэтому получилась такая внушительная сумма – порядка четырех с половиной миллионов рублей", – рассказала она.

Как работает система лекарственного обеспечения в Южной Осетии
По ее словам, Минздрав все же успел использовать часть материалов – катетеры, травматологические стержни.
Плиева отметила, что после смены руководства Минздрав обратился в Генпрокуратуру и Контрольно-счетную палату, чтобы в ведомстве провели проверочные мероприятия. Она заверила, что как только они завершатся, и будет готов итоговый документ, Минздрав вернется к вопросу о том, почему не были утилизированы эти препараты.

"Это произошло потому, что в сопроводительных документах нет той информации, которая необходима, чтобы вынести препарат комиссионно на утилизацию. Есть препараты, на которых нет серийного номера и не указаны сроки годности. При закупке для нас одним из главных критериев является срок годности, который должен составлять не менее года. Если мы этого будем придерживаться, то подобных ситуаций больше быть не должно", – сказала она.

Агунда Плиева
Замминистра здравоохранения Алла Чочиева рассказала, что в свое время "просрочка" была выявлена при передаче аптеки № 4 при республиканской больнице, которая до недавнего времени принадлежала ГУП "Югосмедпрепараты". Тогда сумма просроченных препаратов составила около 800 тысяч рублей, но их не утилизировали, поскольку не было соответствующей документации. Ни один из членов комиссии по утилизации не мог взять на себя такую ответственность – утилизировать препараты.

"Потери при закупках лекарственных препаратов неизбежны. Часть закупается персонифицировано для пациентов на курс химиотерапии, но, к сожалению, случается так, что пациент не успевает провести свой курс, и они остаются. Другому пациенту они уже не подходят. Чтобы ускорить процесс, закупаются препараты с коротким сроком действия в надежде на то, что пациент успеет пройти курс, но не получается", – рассказала Чочиева.

По ее словам, были попытки в качестве гуманитарной помощи передать оставшиеся препараты в Северную Осетию, но сделать этого не получилось, поскольку они находились на балансе Минздрава.
"Если у нас получится прописать в уставе такую возможность, мы их будем передавать. Но финансовая составляющая остается за нами", – отметила она.
Телеконсультации и фармобеспечение: Минздрав Южной Осетии ждет рабочую группу из России
Замминистра пояснила, что за сохранность лекарств отвечает ГУП "Югосмедпрепараты" и руководители лечебно-профилактических учреждений, куда попадают препараты по их же заявкам. Самое крупное учреждение в республике – это соматическая больница в РММЦ, где есть большой склад, но, как отметила Чочиева, даже его недостаточно, чтобы разместить там полугодовой запас лекарств. Причем довольно большое место занимают различные растворы для парентерального введения.

"Мы никак не можем сломать систему неконтролируемого расхода парентеральных препаратов, хотя зачастую в них не бывает необходимости. Но у наших пациентов укоренилась такая мысль, что раз больного ничем не прокапали, значит его плохо полечили. Есть заболевания, лечение которых совершенно спокойно можно проводить таблетированными формами", – заметила она.

Сейчас Минздрав принял решение, чтобы аптечный сотрудник трижды в неделю докладывал о том, какие препараты есть на складе республиканской больницы. Этими же вопросами, в том числе, должны заниматься заведующие отделений и старшие медсестры.
Алла Чочиева