Стандартная позиция: эксперт рассказал, почему США накаляют отношения Турции и Греции

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
США должны придерживаться баланса в отношениях с Турцией и Грецией, заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Комментируя сообщения о планируемых поставках американского вооружения, в том числе самолетов F-35, Греции, глава турецкой дипломатии отметил, что в последние годы "США отказались от курса на "равновесие" между Афинами и Анкарой, что сказывается на ситуации в Восточном Средиземноморье".
Директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени М.А. Шолохова Владимир Шаповалов в интервью радио Sputnik рассказал, почему США не стремятся к прекращению конфликта между Грецией и Турцией и может ли этот конфликт перерасти в вооруженные действия.
– Глава МИД Турции призвал США соблюдать баланс в отношениях. Ранее стало известно, что США разместили на авиабазе в Греции ударно-разведывательные беспилотники MQ-9. Почему США продолжают накалять ситуацию в Эгейском бассейне вопреки невоенному статусу островов?
– В этой новости удивление вызывает тот факт, что очень сложные и конфликтные отношения между двумя союзниками по НАТО становятся предметом не прекращения этого конфликта, а его разжигания со стороны США. Казалось бы, для США было бы правильно стремиться к прекращению конфликта между Грецией и Турцией и формированию компромиссной и взаимоприемлемой позиции, на это должна была быть направлена активность США. Но нет. Мы видим обратную ситуацию, когда происходит эскалация конфликта, формально между союзными в рамках НАТО государствами.
Дополнительным размещением своих вооружений на греческих островах США фактически становятся стороной этого конфликта, оказывают давление на Турцию, провоцируют Грецию на более активную конфликтную позицию.
Владимир Шаповалов
С чем это связано? По всей вероятности, с одной стороны, это стандартная для США стратегия "разделяй и властвуй", которая применяется, в том числе и к союзникам. С другой стороны, это форма давления на Турцию.
Не секрет, что Турция пытается дистанцироваться от США, стран Запада в их антироссийской политике. Она пытается занимать более сдержанную позицию в отношениях с Россией, не присоединяется к санкционной политике, и в отместку США стремится к эскалации напряженности.
Можно вспомнить, что в Турции, по сути, стартовала избирательная кампания, США активно вмешиваются во внутриполитическую ситуацию страны, стремясь поддержать своих кандидатов. Конечно, подобного рода действия также направлены на то, чтобы оказать давление на Турцию.
– Представитель штаба ВВС США в Европе и Африке заявил, что развертывание БПЛА имеет сдерживающий эффект и помогает избегать конфликта с Россией. Но подобные действия вызывают напряженность между Турцией и Грецией. Чем может ответить Турция, помимо дипломатических заявлений? Как Анкара может повлиять на ситуацию?
– У Турции довольно серьезные возможности влияния на ситуацию. Это и позиция Турции в отношении расширения НАТО, включение Швеции и Финляндии, Турция в этом вопросе, по-прежнему, занимает достаточно жесткую позицию. Турция имеет достаточно серьезные ресурсы влияния как на ситуацию на Ближнем Востоке в целом, в сирийском конфликте в частности, где интересы США и Турции очень серьезно расходятся, на Кавказе, в отношении стран Северной Африки, Ливии. Ну, и наконец, Турция может интенсифицировать свои контакты и отношения с Россией. Нужно признать, что несмотря на то, что у России и Турции очень сложные, непростые, и в достаточной степени конфликтные отношения по многим вопросам, тем не менее Турция, в отличие от США и стран Европы, занимает прагматичную позицию, и, следовательно, руководствуется, прежде всего, защитой своих собственных национальных интересов. А именно такая позиция позволяет вести диалог и согласовывать позиции между странами.
Радио
На границе тучи ходят хмуро: Турция просит поддержки у России в охране границы с Сирией
Россия исходит из такой же позиции. Поэтому диалог между ними возможен, он развивается, расширяется и в экономической, и в геополитической плоскости. И это также может быть ответом на провокационные действия со стороны США.
– Осенью прошлого года сообщалось, что высокопоставленные военные чиновники США предложили дальнейшее углубление порта в Александруполисе и его расширение с целью размещения и обслуживания американских эскадренных миноносцев класса "Арли Берк". Эксперты считают, что размещение американских кораблей в северной части Эгейского моря станет важным шагом по окружению России и усилению боевой мощи США и НАТО в регионе. Как на это, и в целом на политику США в регионе, реагирует Россия?
– В данном случае это, конечно, не может не беспокоить Россию, потому что действия США по эскалации напряженности в зоне большого Средиземноморья – это угроза интересам России и на Кавказе, и в Крыму, и в целом во всех регионах южной России. Поэтому для России нагнетание обстановки, расширение военного присутствия США в регионе Эгейского моря является достаточно серьезным вызовом. Россия будет адекватно реагировать. У нее есть все необходимые силы и средства, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений и послать США достаточно мощный сигнал относительно того, что Россия рассматривает эти действия США, как действия недружественные и враждебные.
Это бьет и по самому Западу: эксперт о последствиях конфликта с Россией для США и Европы
– Если США продолжит, грубо говоря, в том же духе, могут ли отношения между Грецией и Турцией серьезно обостриться? Есть ли вероятность вооруженного конфликта между странами? И может ли это действительно привести к развалу НАТО, как полагают некоторые аналитики?
– Да, несмотря на то, что уже почти 50 лет между Турцией и Грецией нет прямого вооруженного конфликта, тем не менее отношения очень сложны, и они постоянно имеют тенденцию к ухудшению. Многие аналитики считают, что нынешний глобальный геополитический кризис может иметь своим последствием в том числе эскалацию напряженности между этими странами и вызвать вооруженные столкновения, поскольку позиция Турции по защите национальных интересов не устраивают США, их союзников, и действия Штатов будут направлены на то, чтобы в максимальной степени оказать давление на Турцию. США не остановятся перед военным конфликтом Греции и Турции. Это перспектива, которая может быть реализована в крайнем случае, но тем не менее она существует. Разумеется, это будет означать крах НАТО как военной организации, поскольку фактически два формальных союзника в рамках организации, находящиеся в состоянии конфликта, могут перейти к вооруженным действия друг с другом. Эта перспектива, конечно, означает фиаско политики по созданию и расширению НАТО.