О том, какие цены на нефть стоит ожидать в начале 2023 года, об экономической рецессии и каким будет курс рубля в 2023 году, Sputnik рассказал доктор экономических наук Игорь Качалов.
– С учетом введенных санкций на нефть и ближайших ограничений на нефтепродукты в феврале, какие цены на нефть следует ожидать в начале 2023 года?
– Несмотря на большую, колоссальную волатильность нефтяного и энергетического рынков в мире, и, несмотря на то, что события, которые происходят в мире, слабо прогнозируемы, прогнозы практически всех экспертов на 2023 год удивительно солидарны. Все ожидают, что минимальный порог нефти будет 80 долларов за баррель, и, скорее всего, будет лежать в коридоре от 80 до 100 долларов, то есть с трендом к повышению. Причем, возможно, и я тоже присоединяюсь к этим экспертам, которые считают, что именно 100 долларов за баррель будет наиболее "комфортным" уровнем. Комфортный уровень с точки зрения баланса спроса, предложения, возможного дефицита и массы других трендов на рынке, поэтому еще раз минимум 80 долларов. Мы говорим, естественно, про нефть марки Brent. Соответственно, даже до 100 долларов. Поэтому тренд, в целом, на повышение. Ситуация первых дней этого года показывает, что это так. Конечно, с одной стороны, если посмотреть более подробно, цена на нефть там в первую неделю вырастала буквально до 81 доллара, как мы и ожидали в конце 2022-го. Потом она падала, и, соответственно, 10 января она упала до 79 долларов (на целых 2 доллара), но уже буквально за первые несколько часов сегодняшнего дня она поднялась на 40 центов, и, формально говоря, продолжает расти. Так что на сегодняшний день это баланс около 80 долларов, но на будущее потенциал роста, прогноз роста до 100 долларов.
– Рост цен на нефть связывают с ослаблением антиковидных мер в Китае. Как связаны карантинные меры и цены на нефть?
– Действительно, антиковидные меры в Китае колоссальнейшим образом влияют на весь мировой рынок, и, в частности, на цены на нефть. Это связано с двумя вещами: во-первых, стоит помнить, что на сегодняшний день Китай фактически крупнейшая экономика мира с общим оборотом 20 триллионов долларов и, соответственно, продолжает расти. Безусловно, их темпы замедлились колоссальным образом, но они по-прежнему в плюсе. При этом стоит помнить, что практически всю осень в Китае была так называемая "Политика нулевой терпимости" к коронавирусу. Это означает, что при малейших признаках ковида жесточайшим образом перекрывались не просто целые регионы, а целые города с населением в миллионы человек. Вводились мощные ограничения на переезды, останавливались магазины, производства и многое другое. Из-за этого спрос на энергию в Китае сильно страдал. Ведь в рамках вот этой "нулевой терпимости", естественно, меньше работают фабрики, заводы, магазины, транспорт и многое другое. Как только в декабре Китай начал отменять "нулевую терпимость" и больше не вводил ограничительных мер, несмотря на рост заболеваемости, спрос на энергоресурсы снова вырос. Потому что чем больше включается предприятий после "нулевой терпимости", тем больше спрос на энергию. Сейчас это продолжается. Все взгляды мира прикованы к Китаю. Последнюю неделю заболеваемость ковидом снова растет катастрофическими темпами, также растет смертность. Более того, буквально через неделю в Китае возобновятся массовые внутренние перелеты и перемещения. Это связано с празднованием китайского Нового года в конце января-начале февраля. Соответственно, люди будут брать отпуска, кто-то выезжать отдыхать, кто-то переезжать к семьям, то есть десятки миллионов человек начнут путешествовать. Поэтому один из неутешительных прогнозов то, что в конце января произойдет дополнительный всплеск заболеваемости ковидом. Часть экспертов традиционно и вполне оправданно ожидают, что на фоне глобального всплеска Китай может все-таки вернуться к "нулевой терпимости" и внести снова ковидные ограничения. Что опять же повлияет на спрос на энергию и, соответственно, может повлиять на цены на нефть. Но пока Китай и вместе с ним все поставщики идут в этом направлении: отменяются ограничения на COVID, экономика начинает оживать, спрос на нефть начинает расти, а это подстегивает цены вверх.
– Насколько значимо ослабление антиковидных мер в Китае для России как для крупнейшего поставщика топлива в азиатские страны?
– Поставки топлива в Азию начинают приобретать новое значение. Появляется новый ресурс для нашей страны с точки зрения поставки нефти и других энергоресурсов. Стоит помнить, что в 2022 году была проведена колоссальная работа и министром энергетики Александром Новаком, и всеми предприятиями по перенаправлению потоков энергоресурсов с Европы на восток. Эта ситуация очень непростая, включает в себя массу нюансов, связанных и с межгосударственными решениями, и ценовыми решениями. Но весь 2022 год мы при этом упирались именно в ситуацию с "нулевой терпимостью" в Китае, ковидными ограничениями и слабым спросом на энергию. Переизбрание Си Цзиньпина на пост Генсека компартии Китая, победа над сегментом глобалистов в Китае, отмена антиковидных мер, рост экономики Китая и рост спроса на российские энергоресурсы – это одна единая цепочка.
– В условиях сложившейся мировой обстановки следует ли ожидать экономической рецессии в 2023 году или же экономика сможет все же избежать кризисной ситуации?
– К сожалению, все те события, которые страны Европы и США предприняли в 2022 году, неизбежно приводят только к разрушению экономики. По большому счету, многие экономисты, и я в том числе, считают, что нельзя говорить, приведет ли это к рецессии – это фактически уже привело. Мы видим сокращение производства в Германии, если не уходить далеко в детали, а Германия – это локомотив европейской экономики. Мы видим, как там закрываются, сокращаются производства крупнейших предприятий. Мы видим, как там сокращаются даже не проценты, а десятки процентов мелкого и среднего бизнеса в Германии именно из-за того, что разрушен энергетический рынок. Тут на самом деле надо говорить даже не о рецессии как следствии, а о причинах. Первопричина, корень всех проблем мировой экономики сегодня – это два момента: разрушение экономической энергоинфраструктуры, когда прерываются и становятся непонятными, непрогнозируемыми потоки энергоресурсов – откуда их брать, как брать. Ну отказались от нашего газа ну, как говорится, имеете право, а где возьмете? А давайте возьмем в Алжире. А в Алжире, оказывается, газа нет, либо они не хотят его продавать в Европу из-за того, что в том числе симпатизируют нашей стране. Нюансов много. Поэтому разрушения энергетической инфраструктуры привели к резкому подорожанию энергии, а это останавливает многие производства. Второй момент очень важен. На фоне формальных признаков снижения поставки энергоресурсов и разрушения логистической инфраструктуры возникает вопрос доверия – как люди могут дальше доверять этим контрактам, которые могут быть остановлены в любой момент по принципу слабо понятных политических решений? Эти решения не были прописаны ни в одном из контрактных условий. Эти два момента разрушения энергетической инфраструктуры и резкое, многократное снижение доверия между операторами разных бизнесов в мире как раз и является зародышем той глобальной рецессии, которая уже началась. И я уверен, что в следующем году будет только нарастать – это неизбежно. Но, опять же, это касается Европы и США. Что касаемо дружественных России стран, картинка абсолютно другая.
– Насколько возможно, что в случае мировой рецессии страны Запада ослабят санкции против России для смягчения последствий кризиса?
– На сегодняшний день уровень компетентности, уровень культурности, уровень кругозора как экономического, так и политического, подавляющего большинства руководителей стран Запада крайне низок. Они путают географию, они путают, кто кому принадлежит, они путают определенные, в том числе и какие-то политические события, и так далее. Такие вещи постоянно публикуются даже ведущими западными СМИ. Поэтому рассчитывать на то, что эти люди могут принимать взвешенные решения, которые отражают, прежде всего, интересы их же избирателей, их же налогоплательщиков, они не могут. Поэтому я, к сожалению, не могу прогнозировать. Если бы я был там президентом или премьером, неважно Германии, Франции, я давно бы принял другие решения, глядя, как рушится бизнес в моих странах, но они этого не делают. Прогнозировать поведение таких людей, к сожалению, невозможно.
– По мнению экспертов, рубль сейчас будет стоить дешевле, чем в прошлом году, чтобы не было сильного дефицита бюджета страны. Объясните, пожалуйста, подробнее нашим слушателям, какова связь между повышением курса доллара и укреплением бюджета Российской Федерации?
– Одна из сильнейших тем, которая дебатируется многими экономистами, особенно либерального толка, это то, что нам нужен слабый рубль, чтобы укреплять бюджет. Логика арифметическая очень простая. Для ровного счета, предположим, баррель стоит 100 долларов. Если курс рубля 60, то мы получаем 6000 рублей за баррель. Отсюда формируется наш бюджет. Если рубль ослаблен до 70 рублей за доллар, а баррель стоит по-прежнему 100 долларов, тогда будем получать 7000 рублей. Отсюда прямая, в чем-то такая, ну, немножко, маргинальная и упрощенная логика этих экономистов: чем слабее рубль, тем больше мы получаем рублей в бюджет. А расходы нашего бюджета рублевые: это пенсии пенсионерам, зарплаты врачам, учителям, и далее по списку. Мало рублей – не можем повышать зарплаты, много рублей – можем повышать зарплаты. Даешь снижение рубля, и поставляя нефть, будем получать больше рублей. Такая логика нищих духом экономистов. На самом деле экономика чуть-чуть сложнее. Дело ведь не только в стоимости нефти, дело не только в курсе рубля, ведь есть еще и другие источники пополнения бюджета. Действительно, нефть – это большой объем пополнения, но не 100 процентов, а гораздо меньше. Существует высокоинтеллектуальный экспорт в нашей стране, в том числе существуют и нефтепродукты, которые мы экспортируем, а там уже появляется "добавленная стоимость". Чем больше мы инвестируем в развитие производства товаров с добавленной стоимостью, тем выше доходы нашего бюджета, причем не только от экспорта, ну, естественно, еще и внутренние доходы и так далее, то есть здесь на самом деле ситуация немножко более глубокая. К сожалению, эти экономисты не видят возможности или не хотят прикладывать усилий для развития других отраслей. Об этом постоянно говорит премьер-министр Михаил Мишустин и другие представители правительства, которые изо всех сил стимулируют развитие других отраслей. А вот другие отрасли как раз могут зарабатывать добавленную стоимость, тем самым отыгрывая слабый курс рубля. Но даже при сильном курсе рубля можно зарабатывать хорошие деньги, но это уже такая более детальная, более глубокая работа. А на уровне там "сел, присел, подняли, пошли" – ну да, действительно, лучше уронить рубль за один день, чтобы на завтра заработать больше, но это тупик никуда. Так и будем сидеть на нефтяной игле.
– Мы наблюдаем, что курс российской валюты усилил рост к доллару, несмотря на рациональное подорожание доллара к рублю. Сегодня рубль стал расти против юаня и евро. Что способствует укреплению рубля?
– Россия – это все-таки где можно спорить о деталях 1/6 или 1/7 часть земной суши. Это уже колоссальные ресурсы. В этой суше, в наших прибрежных водах зашито до 40 процентов мировых ресурсов по разного рода товарам, продуктам и так далее, начиная от той же нефти и заканчивая редкоземельными металлами, той же древесины, в конце концов с землей, морскими ресурсами, ну и многим другим. Кроме этого, у нас есть и другие активы. Теми же контрактами на строительство атомных электростанций наш "Росатом" обеспечен как минимум на 10 лет и как минимум на 100 миллиардов долларов. Это колоссальнейший пакет заказов на высокую интеллектуальную продукцию, которой нет ни у какой другой страны мира в данной отрасли. Таких примеров можно приводить еще. Количество активов нашей страны в виде сырьевых активов, промышленных, производственных, людских активов превышает 100 триллионов долларов. Это колоссальная цифра, которая в разы больше, чем в США, в разы больше, чем в Европе, в разы больше, чем в любых других странах. Наша страна – лидер по разведанным известным активам, и это, повторяю, превышает 100, а по некоторым оценкам и 150 триллионов долларов. Можно спорить о деталях, но это детали в диапазоне 100-150 триллионов долларов. Именно этим обеспечен рубль, активами всей страны обеспечен рубль. Об этом частенько забывают. Ну а рубль – ему все равно, ведет себя как идет, потому что за ним колоссальные активы колоссальной страны, и, в конце концов, мировой рынок вынужден это признать.
– Каким будет курс рубля в 2023 году и как это повлияет на жизнь россиян?
– Несколько лет назад, строя долгосрочные планы, для наших клиентов мы смело писали курс рубля в 65-66 рублей за доллар. Примерно в этом диапазоне, даже чуть лучше – до 60 рублей укрепляется курс – он так себя и ведет. Я остаюсь в том же ключе. Ориентироваться стоит на 60-65 рублей за доллар. Но я не исключаю вариант, что в середине текущего года, максимум к концу года, пересмотрю свою позицию до 50 рублей за доллар. В начале этого года должны произойти важные и геополитические, и геоэкономические сдвиги, когда курсы будут пересмотрены.