Празднование Нового года

"Хорошая нога", Артхурон и поверья: новогодние традиции осетин

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 2 янв — Sputnik, Фатима Плиева. Как отмечали предки осетин Новый год и что изменилось до наших дней в традициях праздника? Об этом Sputnik рассказал кандидат исторических наук, этнограф, научный сотрудник югоосетинского НИИ Роберт Кулумбегов.

Дата празднования

По его словам, осетины Новый год отмечают в ночь на 14 января.
"В осетинской традиции Новый год отмечают в ночь с 13 на 14 января. Это из-за того, что было изменено летоисчисление и на 14 дней произошло смещение. Это переход от юлианского календаря на григорианский. Новый год первого января и в России, и в Армении, и в Грузии отмечают одинаково. А вот Старый Новый год имеет свои особенности", – говорит Кулумбегов.

Как встретишь, так и проведешь

"Как встретишь, так и проведешь", веруя в это изречение, главным образом, осетины очень ответственно подходили к обилию на праздничном столе.
"Новый год начинается с подготовки, и здесь главное – застолье. Многие и сегодня живут поверьем, что как ты встретишь Новый год, так его и проведешь. На новогоднем столе обязательно должна быть свинина, но только у православных и сторонников национальных верований. Осетины-мусульмане придерживались других гастрономических предпочтений, они готовили баранину", – говорит он
Помимо свинины, на новогоднем столе обязательным были три пирога и задын.

Ритуальная выпечка

На Новый год осетины готовили ритуальную выпечку.
"Готовили небольшие хлебцы, антропоморфные, похожие на мальчика или девочку, или сельскохозяйственные орудия – ярмо, плуг и другое. Все, что они хотели бы видеть частью своего быта в наступившем году. Изображения барашек, быков символизировало плодовитость скота", – отметил ученый.
Радио
В новогоднюю ночь: когда осетины пекли артхурон

Борьба с нечистой силой

Еще одна традиция у осетин – защита дома, амбара и хлева от нечистой силы.
"У входа в жилище, в хлев и в амбар вешали колючки, чтобы нечистая сила не могла зайти и осквернить жилище и место содержания скота и урожая", – пояснил он.
По его словам, нечистую силу отпугивали еще и кострами.

Артхурон

Традиция готовить большой ритуальный пирог на Ног бон в традиции осетин сохранилось и по сей день. Его и сегодня готовят во многих семьях.

"Из лучших сыра, муки и родниковой воды готовили ритуальный пирог. Он должен быть большим, чтобы каждый член семьи получил один кусок. В нашей семье его и сегодня делают. Раньше в начинку клали кусочки жира, мяса, кусочек материи, горсточку зерен и монетку обязательно", – рассказывает Кулумбегов.

На утро нового дня старший в семье возносил молитву и после разделял на всех домочадцев пирог.
"В осетинской традиции запрещается двигать пироги, а вот Артхурон по движению солнца нужно было покрутить трижды. К этому обязывает само название арт и хур – огонь и солнце. Эта традиция берет начало от той эпохи, когда наши предки еще поклонялись солнцу. Для ребенка, которого ждали, полагался свой отдельный кусок", – сказал ученый.
Сегодня эта традиция видоизменилась. В ритуальный пирог кладут только монету.
Новогодние традиции в Осетии: застолье, молитвы и защита от нечисти

"Хорошая нога"

В канун Старого Нового года семьи старались первым пригласить в дом человека с "хорошей ногой".

"Он должен был переступить порог правой ногой, потому что именно правая нога считается ориентированной на положительный итог этого действа. В каждой деревне был такой человек, желательно мужчина. Даже если он жил в соседнем селении, его уже заранее просили", – считает научный деятель.

Для хозяина "хорошей ноги" новогодняя ночь была непростая. В каждом доме он произносил молитвы-тосты и выпивал за благополучие дома. Обходя последние адреса, он еле передвигался на ногах.
"Я был сам свидетелем, как молодые люди заносили старичка, который уже не понимал, где он находится. Но ритуал был совершен, человек с хорошей ногой переступил порог правой ногой", – отметил Кулумбегов.