ЦХИНВАЛ, 7 окт — Sputnik. Каждый ребенок, который сталкивается с травлей в школе, имеет еще и другие проблемы, работать с которыми должен психолог. Об этом в интервью
Sputnik заявила уполномоченный по правам ребенка при президенте Южной Осетии Татьяна Цховребова. Эту тему она освещала в ходе лекции, с которой выступила в четверг в школе №12.
"Я разработала курс лекций, с которыми, по мере возможности, буду выступать в каждой школе. Мне хочется, чтобы каждый ребенок и педагог в школе услышали, что есть такая проблема. Самое главное, чтобы ребенок мог сделать выбор, кем же он хочет быть – агрессором, жертвой, наблюдателем, или же тем, кто изменит всю ситуацию в целом", – рассказала детский омбудсмен.
В конце лекции Цховребова попросила детей предложить свое видение решения проблемы.
"Меня очень порадовали их ответы, они были разнообразными и интересными. Детям нужно рассказывать об этих проблемах и они должны знать про них. Ребята любят, когда с ними разговаривают", – подчеркнула она.
Уполномоченная по правам ребенка считает, что травля была всегда, она есть и будет – сильный унижает слабого. Есть люди, которые при виде такого заступаются, и те, кто просто проходит мимо.
"Говорят, что сейчас сложное время. Да, оно сложное. Сейчас слишком много свободы, слишком много информации. То, что раньше было под запретом, теперь доступно. Дети запутались, не знают, как себя вести в этом пространстве. Но я хочу встать на их сторону. Они пока маленькие, там не сформирована психика. Поэтому взрослый человек, будь то учитель или родитель, должен обратить внимание на поведение ребенка и узнать причину", — заметила омбудсмен.
Особо она подчеркнула и травлю со стороны учителя – педагогический буллинг.
"Иногда учителя преувеличивают свою работу в отношении детей и ведут себя неправильно. Хотелось бы, чтобы они задумывались о том, что это ребенок, и сдерживали свои эмоции", – заметила Цховребова.
Кроме того, она считает, что есть случаи, когда с травлей сталкиваются учителя, хотя сама с такими случаями пока не сталкивалась.
В отличие от нее, начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД Цхинвала Лали Гатаева заявила, что сталкивается с этим явлением сплошь и рядом.
"Мы все время бываем в школах и прекрасно видим, как дети себя ведут по отношению к учителям. Я не позавидую нашим педагогам, потому что это героические люди", – сказала она.
Виноваты в таком поведении родители, которые поощряют любую прихоть своих детей, считает Гатаева. Видя такое, ребенок может позволить себе многое.
"В наше время очень сложно работать с детьми. Я не знаю, с чем это связано, но они жестоки и по отношению друг к другу. А некоторые из них – и к педагогам. Дети прекрасно знают свои права, но забывают, что такие же права есть и у другого человека", – считает она.
Мнение психолога
По мнению психолога Сергея Ланга, сложно определить, какой именно ребенок будет подвержен травле в школе. Обычно под удар сверстников попадают те, кто имеет проблемы с общением.
"Не нужно ждать пока таких детей будут обижать и бить. Потому что потом, к сожалению, часто бывает даже сложно что-то сделать, так как ребенок уже получил такую травму, с которой будет жить всю последующую жизнь", – сказал Ланг.
По его словам, психотип того, кто занимается травлей, выглядит иначе. Такие дети отличаются эмоциональностью, остро реагируют на любые замечания.
"Обычно этот ребенок видит проблемы в семье, и ищет, куда выплеснуть негативные эмоции. Так он самоутверждается, у него складывается ощущение, что любые проблемы в жизни можно решить только с помощью насилия", – пояснил психолог.
Ланг считает, что школьному психологу стоит работать со всеми участниками ситуации: жертвой, обидчиком и их родителями, так как часто они не обращают внимания на то, что происходит с их ребенком, потому что имеют какие-то собственные проблемы.