"Я оказался в прицеле грузинки": военкор о том, как попал в Цхинвал в августе 2008-го

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 8 авг – Sputnik. В августе 2008 года военкор "Московского комсомольца" Виктор Сокирко отправился в Цхинвал не только для того, чтобы, как и десятки его коллег, показать миру правду о Южной Осетии. Здесь, в расположении российского миротворческого батальона, который одним из первых подвергся массированному обстрелу со стороны Грузии, находилась его супруга.
Жену он благополучно эвакуировал из Цхинвала, а сам остался писать правду о войне.

"У меня было два обстоятельства. Первое – это, конечно, профессиональный долг, я – военный журналист, на тот момент работал в газете "Московский комсомолец". Было еще личное обстоятельство – в этот момент в Цхинвале находилась моя супруга, в городке миротворцев, который подвергся обстрелу. И одна из задач была ее оттуда вытащить. И то и другое я сделал", – вспоминает журналист.

В Цхинвал он пробивался вместе с военнослужащими 58-й армии под командованием генерала Анатолия Хрулева. На подступах к городу они попали в засаду, коллега Виктора – корреспондент телеканала "Вести" Александр Сладков – в тот день получил ранение.
"Ситуация развивалась таким образом, что командующий 58-й армией генерал Хрулев принял решение пробиться в Цхинвал своими силами, чтобы разблокировать находившихся там миротворцев. Мы, журналисты, пять человек – я, Александр Коц, Александр Сладков и два его сотрудника. Мы с этой колонной выдвинулись в Цхинвал и, на окраине, за кольцевой дорогой, попали в засаду", – рассказывает военкор.
В тот момент все они действовали по обстановке. Виктор остался на БТРе, но когда понял, что ситуация достаточно напряженная, решил с него спрыгнуть.

"Я оказался в прицеле женщины, грузинки. Я помахал ей рукой, сказал, что я журналист и чтобы не стреляла. Она опустила автомат. В том бою ее ранило. Но, как я потом узнал, она выжила. Ну а дальше мы уже прорывались вместе с военными. Попали под обстрел гранатомета. Многие получили ранения. Меня не зацепило. Поэтому, после того как огонь стал немного стихать, я начал оказывать помощь раненым и эвакуировать их в сторону блокпоста", – говорит Сокирко.

Хроники войны 08.08.08
До Южной Осетии военкор, выпускник факультета военной журналистики Львовского военно-политического училища, уже побывал в Фергане, Нагорном Карабахе, Приднестровье, потом были Югославия, Иран.

"Мое профильное образование – военная журналистика. Я всю жизнь с этим и работал. У меня была командировка полтора года в Афганистане. А после 1991 года освещал события, которые происходили на территории постсоветского пространства. Это профессия. Кто-то становится кинокритиком, кто-то пишет о балете, а моя профессия – писать о войне", – рассказал Сокирко.

И в какой-то момент этот опыт становится визитной карточкой любого военкора. По словам Сокирко, когда он ехал в Южную Осетию и встретил генерала Хрулева, ему достаточно было сказать несколько слов о том, кто он и откуда.
"Так и в других командировках. В первую очередь, устанавливается контакт с военными, командованием, солдатами. Обязательно себе в рюкзак надо положить пару блоков сигарет. На войне сигарет не хватает. Это такой пропуск, уровень доверия, чтобы тебя взяли в какую-то горячую точку. А самое главное, я получил военное образование, могу отличить танк от БТРа, знаю тактику действий, вплоть до дивизии в наступлении. И все это помогает", – говорит военкор.
По словам журналиста, у него есть любимый тост: чтобы не было войны. Именно этого он желает гостеприимной земле Южной Осетии ее народу, а еще мира и процветания.
Пылающий август в воспоминаниях военкора Александра Сладкова