Диана Козаева, Sputnik
Спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси прилетела в Тайбэй во вторник вечером, в среду она провела встречу с главой администрации Тайваня Цай Инвэнь. Этот визит стал первой поездкой спикера на Тайвань с 1997 года. Он состоялся, несмотря на острую реакцию официального Пекина. Означает ли это, что Вашингтон решил пересмотреть так называемую политику "одного Китая" и готов на конфронтацию с Пекином? Что значила эта провокация? Как визит американского чиновника скажется на отношениях Китая и США? Обо всем этом в интервью Sputnik рассказал политолог Александр Асафов.
– Вашингтон не может поменять политику Китая, поскольку это китайская идеологическая догма. Вашингтон показывает, что он больше не поддерживает, по крайней мере в этой части, концепцию "одного Китая", несмотря на то, что (президент США Джо) Байден об этом неоднократно раньше говорил.
Конечно, в момент начала официального визита Вашингтон выпустил заявление, что визит Пелоси не нарушает никоим образом территориальный суверенитет Китая, не ставит под угрозу вопрос поддержки концепции "одного Китая". Хотя фактически мы видим, что брошен вызов Китаю в этой части, поскольку последующие заявления Пелоси говорят о том, что США поддерживают демократический процесс на Тайване и будут его поддерживать дальше. А это прямой вызов будущей территориальной целостности Китая.
– Можно ли назвать визит Пелоси попыткой контролировать Пекин?
– Я не думаю, что у Вашингтона есть возможность контролировать Пекин, но в любом случае это резкое повышение ставок, за которым может последовать либо полноценная торговая война, либо приглашение к новому разговору на новых условиях. Вероятнее всего, поскольку не удалось при помощи европейских союзников создать новые условия, чтобы заставить Китай как-то высказаться в общем антироссийском контексте, заставить его действовать против России и сменить риторику китайского МИД, было принято решение повысить ставки таким образом.
– В МИД КНР заявили, что в случае визита Пелоси Пекин примет решительные и действенные меры для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности страны. О каких мерах может идти речь? Ограничится ли Китай учениями на своем побережье или есть вероятность военной операции?
– Мы видим, что первые меры, на которые пошел Пекин, это проведение достаточно серьезных военных учений с демонстрацией, в том числе стрельбы ракетами без ядерных боеголовок. Фактически, это прямой ответ на то, что если американцы продолжат нарушать ранее подписанное историческое коммюнике, то ответ может быть военным. Возможна операция Народно-освободительной армии Китая на Тайване. Я думаю, что этот ответ содержится и в учениях, и в тех высказываниях китайского МИД, которые мы слышали вчера.
Военная конфронтация не исключалась и ранее. Был вопрос, когда это произойдет. После XX съезда Китайской коммунистической партии через пять лет, через десять лет или прямо сейчас. Вы спросили по поводу контроля Китая. На мой взгляд, американцы пытаются вмешаться в ход октябрьского съезда, на котором полномочия Си Цзиньпина должны быть продолжены на третий срок. И визит Пелоси – это, безусловно, давление на внутреннюю политику Китая, чтобы возможно те самые магистральные решения, которые принимаются на последующие пять лет, были иными в отношении России. Это такой способ политического давления.
Что касается китайского ответа, я не думаю, что он будет лобовым. Мы увидим учения и военное напряжение в Южно-китайском море, но я не думаю, что это перейдет в военную фазу. Хотя сейчас сложно об этом говорить. В любом случае, в американо-китайских отношениях наступает совершенно иная сфера, которая будет закреплена в идеологических документах после XX съезда Китайской коммунистической партии.
– Была ли эта американская провокация попыткой отвлечь мировое сообщество от событий на Украине и от внутренних экономических проблем?
– Я думаю, что это событие срежиссировано задолго заранее и не является одномоментной информационной манипуляцией. Тем не менее очевидно, что Пентагон вместе с Госдепом предпринимает усилия, чтобы создать новую внешнюю повестку и отвлечь американских граждан от ситуации внутри страны в преддверии выборов в сенат США. Создание внешнего напряжения и вмешательство в это напряжение, как обычно это происходит с целью "защиты какой-либо демократии" – это стандартный ход американских политических элит, чтобы повысить свою привлекательность для внутреннего избирателя.
– Как визит Нэнси Пелоси повлияет на взаимоотношения между США и Китаем? Эксперты отмечают, что этот инцидент подтолкнет Пекин на большее сближение с Москвой и даже поддержку спецоперации на Украине.
– Пекин однозначно высказывался по поводу спецоперации, он всеми своими действиями показывает, что все решения приняты однозначно. Я думаю, что ответ Москвы на такое поведение США в Пекине, безусловно, встретит поддержку.