Диана Козаева, Sputnik
Депутаты парламента Южной Осетии направили акт аудита казначейства РФ в генеральную прокуратуру республики для проведения проверки. О том, когда был составлен этот акт, какой период он охватывает и почему его так тщательно скрывали от депутатов и общественности, в интервью Sputnik рассказала депутат парламента Южной Осетии Зита Бесаева.
– Проверка казначейства РФ проводилась в прошлом году. Проверялись финансово-хозяйственная деятельность органов исполнительной власти и целевое расходование бюджетных средств. Депутаты действительно запрашивали эту информацию, потому что по Конституции парламент обладает контрольными функциями по исполнению законов, а также контролирует целевое расходование бюджетных средств. Поэтому парламент имеет право запросить любую информацию, руководствуясь также законом о статусе депутата. На эти запросы мы не увидели соответствующего реагирования, к сожалению.
– Известно, что депутаты не раз направляли запросы в ведомства, чтобы ознакомиться с этим документом, но эти обращения результата так и не дали. Куда обращались депутаты, и на каком основании им отказывали в предоставлении информации?
– Ни председатель бывшего правительства, ни Минфин, куда направлялись запросы, не предоставили нам эту информацию. Этот вопрос не раз поднимался также на сессии парламента, но нам отвечали, что это секретная информация и она не может быть предоставлена депутатам. Это, конечно, некорректно и незаконно. Никакой секретной информации этот акт не представляет. Он открыт, тем более для такого органа, как парламент, нет недоступной информации.
Было странно видеть и слышать эти ответы от должностных лиц исполнительной власти. Такого рода взаимодействие не может служить, чтобы было доверие между органами госвласти и доверие к лицам, которые возглавляют соответствующие ведомства.
– После прихода к власти Алана Гаглоева документ был рассекречен. Какие нарушения в нем усмотрели депутаты, и почему было принято решение отправить его в Генпрокуратуру? Мог ли сам парламент принять какие-либо меры?
– Несмотря на наши запросы, мы так и не дождались этого акта, хотя очень настойчиво его требовали. С приходом новой власти этот акт был предоставлен депутатам, они его изучили. Он на 388 страницах, это очень объемный материал, который требует изучения. Но в нем очень подробно расписаны нарушения законов республики, поэтому этот вопрос встал на сессии парламента с предложением, чтобы его направили в прокуратуру.
Я объясню, для чего это делается. Несмотря на то, что депутаты обладают контрольными функциями, надзорными функциями над исполнением законов обладает прокуратура. И она обязана осуществить надзор над должным исполнением тех законов, которые работают в республике.
Там есть предмет рассмотрения для прокуратуры в части нецелевого расходования средств, совместителей, нарушения бюджетного законодательства. Поэтому есть основания, чтобы прокуратура приняла соответствующие решения и осуществила надзор. Этот акт четко регламентирует предписания соответствующим органам исполнительной власти с прошлого года. И в этом году мы видим картину, которая повторяется.
Есть ли изменения во всех сферах по этим предписаниям или нет – это тоже необходимо проверить. Прокуратура будет проверять, насколько эти предписания реализованы той властью за проверяемый период.
Парламент принял постановление об изучении этого акта и принятии соответствующих мер на основании действующего законодательства. Прокуратура должна дать квалификацию нарушений, указанных в акте, и принять меры. Все сделано правильно. Информация, которую нам предоставит прокуратура, будет открыта и доступна.
– Проводилась ли ранее хоть какая-то работа по устранению претензий или замечаний российского казначейства? Они ведь имели место быть, все говорили, но официальной информации по этому поводу не было никакой.
– У нас и раньше были основания запрашивать информацию и нам очень неоднозначно отвечали по тем вопросам, которые у нас возникали по нецелевому расходованию бюджетных средств. Я не могу сказать, насколько были реализованы предписания актов проверки, которые предоставлялись ранее, потому что запросы депутатов не находили ответа. Наверняка, кое-что исправлялось. Исходя из своей практики и учитывая нарушения, которые мы видели по исполнению бюджета, отчетность правительства, как вы помните, мы дали отрицательную оценку работе правительства. Это было сделано не просто так. Было много нарушений, на которые и среагировали депутаты.
– Проверки российского казначейства продолжаются и в этом году. Будут ли обнародованы эти документы?
– После проверки мы увидим этот акт казначейства, и нам будет с чем сравнить. Проверяется до предвыборный период. Я думаю, что уже по многим организациям проведена работа и по окончании этой проверки нам будут предоставлены акты. Помимо общего акта казначейства, есть акты отдельно по сферам, в частности в прошлом году отдельно проверялись Минобразования, Минздрав, Минкульт, администрация города. Эта информация также требует более детального изучения. И она тоже будет направлена в прокуратуру.
Что касается проверки этого года, я думаю, после каникул мы запросим акт, сравним с прошлым, выявим нарушения, и с той оценкой, которая будет дана прокуратурой, мы сможем сказать с точностью, какие нарушения были исправлены и какая картина у нас есть сейчас. Мы этот анализ проведем, и информация будет озвучена.