Режиссер Валентина Бесолова объявила сбор средств на съемки семейной драмы в горах Северной Осетии. О чем будет будущий фильм и с какими трудностями сталкивается сегодня начинающий режиссер – читайте в интервью корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.
– Валентина, расскажи, о чем твой будущий фильм?
– Это семейная драма про мать и дочь, которые теряют своего брата и сына соответственно. Каждая по-своему переживает эту травму. Они отдаляются друг от друга и их боль становится все сильнее, а их мир сужается еще больше. Это история про герметичный мир семьи, в котором мы не всегда находим спасение, потому что не можем о нем попросить.
Валентина Бесолова
© Photo : Владимир Дыдыкин
– Как ты решила учиться режиссуре?
– Я училась в медицинском институте, но в какой-то момент поняла, что медицина это не мое. Я начала перебирать варианты, чем бы я действительно хотела заниматься, и где-то на четвертом курсе моя сестра случайно натолкнула меня на мысль, что я могла бы снимать кино. Это засело у меня в голове, я вынашивала эту мысль еще пару с лишним лет, а потом, когда закончила институт, решила, что не буду поступать в ординатуру, а попробую поступить в какую-нибудь киношколу. Так поступила в Московскую школу кино (МШК), чему очень рада.
– Расскажи подробнее об этой киношколе, о своих мастерах.
– В Московской школе кино можно получить дополнительное профессиональное образование по разным направлениям: режиссуре, сценарному мастерству, операторскому искусству, кинокритике и так далее. Это довольно плотные два года обучения с обширной практикой, и, что самое важное, – ты погружаешься в индустрию, в процесс, снимаешь учебные работы, которые потом разбираешь с кураторами и с одногруппниками. Пожалуй, это самая эффективная система обучения.
Места съемок фильма "Ма" Валентины Бесоловой в Северной Осетии
© Photo : Владимир Дыдыкин
Если говорить в общем, ориентируясь на свои чувства, то это такой островок свободы и адекватности, – мы так называем МШК между собой с друзьями. Важно еще, что ты находишь там своих людей и благодаря этому вырастает такое маленькое киносообщество, которое тебя поддерживает.
Мои кураторы – это режиссеры Алексей Попогребский и Павел Бардин, которые преподают и параллельно снимают свое кино, что очень важно. Я просто рада, что учусь у них, а не у кого-то другого, потому что это одни из самых умных людей в моей жизни, мне очень повезло. Никто не давит, не пытается тебя "сломать", подогнать под систему, что часто бывает в учебных заведениях, а честно делится своим опытом, направляет. Спасибо им за это.
Места съемок фильма "Ма" Валентины Бесоловой в Северной Осетии
© Photo : Владимир Дыдыкин
– Какие сложности испытывает сегодня начинающий режиссер?
– Ну, если честно, то мне себя пока сложно назвать даже начинающим режиссером, я только иду к тому, чтобы называть себя начинающим режиссером. Я еще не почувствовала те масштабы, которые характерны для большого кино. Наверное, мы сильнее ощутим это, когда отправимся все в свободное плавание, когда нас никто не будет опекать, потому что все-таки пока мы под присмотром, нам помогают, советуют. Мы пока варимся внутри маленькой киноиндустрии в школе.
– Как возникла идея фильма "Ма"?
– У нас были занятия по драматургии, где мы расписывали истории в формате синопсиса про свою боль, про то, что мы пережили сами, потому что это тоже важно уметь – свои переживания и опыт сформулировать и превратить во что-то конкретное и понятное, чтобы это была не просто бесконечная рефлексия и эмоциональный клубок, который невозможно распутать и невозможно снять в формате кино.
Места съемок фильма "Ма" Валентины Бесоловой в Северной Осетии
© Photo : Владимир Дыдыкин
Задание проходило в несколько этапов: сначала ты выплескиваешь все в виде монолога, а потом уже вытаскиваешь из этого что-то, что может перерасти в историю. Моя история очень сильно поменялась с тех пор, но я не буду рассказывать, про что был мой монолог, потому что это довольно личные вещи. Делая это задание, нам всем пришлось "обнажиться", что, с одной стороны, терапевтично, с другой стороны – не всем хочется рассказывать про свои переживания.
В общем, тот первый монолог перерос в синопсис про гиперопеку, про взаимоотношения внутри семьи. Наверное, это то, что так или иначе гложет всех, кто вырос в традиционном обществе, кто чувствует эти сильные связи внутри семьи. Хотя, монолог был совсем не про это, но, как в любой терапии, ты начинаешь искать причинно-следственные связи и раскапываешь что-то, чего не видишь невооруженным глазом.
– Кто автор сценария?
– Сценарий я писала с Катей Павловой, она училась на сценаристку в МШК. Мы нашли много точек соприкосновения и поэтому сработались. Мы с ней начали разрабатывать историю и в итоге написали поэпизодник. Потом я начала пытаться расписывать эту историю как дипломный сценарий, и на этом этапе подключилась Карина Бесолти – моя сестра, драматург, и у нее тот же семейный опыт, что у меня, поэтому она хорошо меня понимает. Получается, что авторов сценария – трое.
– Почему тебе важно снять дипломный фильм в Осетии на осетинском языке?
– Я всю свою жизнь прожила в Осетии, поэтому для меня это само собой разумеется. Мне хочется рассказывать истории об Осетии, но при этом не зацикливаться на национальности или традициях, потому что это не важно. Важно то, что между нами всеми много общего, что все мы сталкиваемся со схожими проблемами и переживаниями, просто здесь говорят на таком языке, а где-то там – на другом.
Места съемок фильма "Ма" Валентины Бесоловой в Северной Осетии
© Photo : Владимир Дыдыкин
– В чем, на твой взгляд, сегодня заключаются проблемы со съемками кино у нас в республике? Отсутствие местных кадров, съемочного оборудования, что еще?
– Я думаю, что это и есть две основные причины, это и есть самое важное. Но опять же, я пока не доросла до того, чтобы сказать, что вот у нас такие проблемы и нужно их так-то и так-то решать. Было бы классно, если бы у нас внутри республики была развита автономная независимая киноиндустрия – по примеру современного якутского кино. По-моему, стоит изучить их опыт.
– Ты приедешь со своей командой – студентами Московской школы кино. Это товарищеский энтузиазм или дело в том, что в Осетии нет своих кадров?
– Это люди, с которыми я учусь, с которыми мне комфортно работать. Для большинства из них съемки фильма "Ма" – тоже дипломная работа. В свою очередь, они тянут за собой людей, с которыми им комфортно работать. Это естественно.
Ну и кадры тоже не возникают из ниоткуда, все учатся за пределами республики, потом приезжают и снимают у себя дома, если им хочется – как мы с Кариной Дзабиевой, художницей-постановщицей, она тоже учится в МШК. Да, у нас киноиндустрия в Осетии не развита так, чтобы снимать исключительно с помощью внутренних ресурсов. Но опять же, не надо зацикливаться только на национальном кино, по-моему, стоит снимать разное кино – и в Осетии, и за ее пределами, с разными актерами, на разных языках, получать разный опыт. Это я говорю исключительно про себя, мне не хочется себя ограничивать.
Места съемок фильма "Ма" Валентины Бесоловой в Северной Осетии
© Photo : Владимир Дыдыкин
– Ты объявила сбор средств на съемки, каковы шансы собрать необходимую сумму?
– Да, мы запустили краудфандинг на "Planeta". Если мы соберем хотя бы половину, то уже будем рады. Если поднажать, дать огласку, то можно собрать. Но сейчас кажется максимально неуместным, несвоевременным предавать огласке такие вещи, как сбор средств на кино. Поэтому можно понять тех людей, которые не хотят репостить, жертвовать, потому что сейчас есть более важные вещи. Но опять же, это наше будущее.
– У нас в республике часто говорят о необходимости возрождения национального кино. На твоем личном примере ты убедилась в том, что власти в этом заинтересованы? Оказывается ли тебе поддержка?
– Я не просила помощи у властей, поэтому не могу ничего сказать. Это открытый сбор средств на съемки, в котором может поучаствовать каждый, у нас такой "народный продюсер". Поучаствовать может каждый, кому не безразлична судьба независимого кино. И это для меня очень важно.