Олег Джагаев, Sputnik
Вице-президент национального автомобильного союза Ян Хайцеэр рассказал в интервью Sputnik о том, какие марки автомобилей стоит покупать в нынешней ситуации, что такое система "ЭРА-ГЛОНАСС", и как параллельный импорт скажется на стоимости машин и запчастей для них.
— Какие марки автомобилей сейчас находятся под угрозой? Кому стоит переживать?
— Переживать, в принципе, не надо. Что случилось, то случилось. Надо просто оглянуться, подумать и сделать выводы. Ситуация непростая – большая часть производителей, кроме китайцев и корейцев, из России ушла. В одинаковых условиях находятся владельцы и европейских, и американских, и японских автомобилей. Последним несколько легче, так как Япония к нам ближе. Большое количество японских запчастей проходит через международный хаб в Арабских Эмиратах – оттуда они к нам поступают. Решаются вопросы параллельного импорта запчастей. Сложность возникает с узлами и агрегатами, а также стеклами, дверями, капотами, бамперы. В остальном вопрос решаемый и с оригинальными запчастями, и с качественным автомаркетом. Но нужно быть внимательным – в такие времена увеличивается количество контрафактных деталей. Необходимо советоваться со специалистами.
— BMW и Volkswagen остановили заводы в Европе из-за нехватки сырья из Украины. На ваш взгляд, как остановка повлияет на европейский авторынок и при каких условиях возобновится производство на этих заводах?
— Это все последствия пандемии коронавируса. Многие производства в мире тогда были приостановлены. Логистические цепочки были нарушены, возникает дефицит части деталей, например, микрочипов, которые также используются и в производстве электроники, смартфонов. По ряду причин производства остановлены. Также есть проблема нехватки энергоресурсов, которая больно бьет по европейским производителям. Наверно, через какое-то время поставки возобновятся. Свято место пусто не бывает – Украину могут на кого-то заменить. Производство разместят там, где это будет возможно. Это вопрос времени.
— Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что благодаря вовремя принятому закону о параллельном импорте, дилерские и технические центры будут обеспечены всеми необходимыми агрегатами. На ваш взгляд, какую роль сыграет параллельный импорт? Будут ли запчасти, завезенные параллельным импортом, дешевле?
— Процедура параллельного импорта еще не запущена в полном объеме. Еще есть много вопросов, препятствий в законах, действий технического регламента. Но процессы запущены. Запчасти не подешевеют в два раза – где-то на 20-25 процентов. Стоимость запчастей составляется не только из возможности или невозможности их привезти, вопрос в том, как их привезти. Сложные схемы, которыми вынужден пользоваться бизнес, повышают стоимость и запчастей, и автомобилей. Потому что и оплачивать, и поставлять детали приходится через третьи страны. Это бизнес. Рынок надо насыщать запчастями и автомобилями, потому что это часть экономики – производство одного автомобиля дает шесть рабочих мест.
— Изменились ли логистические цепочки, или пути доставки остались такими же?
— Они изменились прямо перпендикулярно за последние несколько месяцев, потому что действует санкционный режим. Напрямую к нам ничего не идет. У производителей нет такой возможности, даже если они хотят. Поставки идут де-факто, но не де-юре. Многие потребители общаются с производителем по телефону. Но ни документооборот, ни прямые финансовые оплаты невозможны. Логистические цепочки нормализуются, но очень тяжело, на это уйдет не один месяц. Это последствия и пандемии, и существующих геополитических проблем. Санкции усиливаются, это тоже может сказаться негативно. Пока у нас есть сопредельные страны Таможенного Союза, через которые попадают запчасти и автомобили, Арабские Эмираты, Иран. Да, есть подорожание, сложности, но полной остановки нет. Так что люди не останутся без запчастей.
— Проблему нехватки автозапчастей бизнес частично решил за счет аналогов, поставляемых через Турцию, Казахстан. Уступают ли они по качеству оригиналам и где производятся?
— Это зависит от того, насколько платежеспособен потребитель. Вопрос непростой. Вариативность есть — у потребителя будет выбор. Другое дело, что даже официальные дилеры зачастую ставят не оригинальные запчасти, но хорошего качества, чтобы просто решить гарантийную проблему или в принципе починить автомобиль. Люди должны это принять, согласиться и жить в таких новых реалиях.
— Увеличится ли количество автомобилей марок, которые приняли решение не покидать российский рынок?
— Скорее всего, нет. Нужно готовиться к худшему. Может они и хотели бы вернуться, но политическое давление, которое на них оказывается, не делает возможным для этих предприятий вернуться назад. Тогда они попадут под негатив Европы и Америки, их подвергнут определенным штрафам. Их репутационные и финансовые потери будут меньше, если они уйдут из России и не вернутся, нежели останутся.
— Как повлияет ситуация на вторичный рынок? Можно ли ожидать понижения цен на марки производителей, которые покинули российский рынок?
— Понижение цен уже произошло с учетом изменившейся логистики и финансовых оплат, поэтому оно произошло процентов на 20-25. Глобального понижения стоимости автозапчастей не стоит ожидать, а вот частично он уже произошел. Если только не будут наложены дополнительные санкции, потому что даже Китай посматривает на санкции и не делает поспешных выводов. Если производитель работает на глобальный рынок и пользуется какими-то международными патентами, то тоже оказывается под прицелом, все действия по отношению к нам производит с учетом всех обстоятельств.
— Премьер России Михаил Мишустин подписал постановление, упрощающее регистрацию импортных автомобилей. Расскажите о системе "ЭРА-ГЛОНАСС". Упростит этот указ ввоз деталей для автомобилей?
— У нас упростилась сертификация деталей. Теперь мы идем по процедуре "декларация-заявление". То что "ЭРА-ГЛОНАСС" временно отменена, это, наверно, хорошо, так как она сегодня полноценно не работает. Дорогой автомобиль наличие или отсутствие этой системы в денежном варианте не почувствует. Вопрос риторический. Это не определяет спрос на автомобили, но экономит гражданам деньги. Решение временное, речь идет о том, что эта мера будет действовать до начала 2023 года, а дальше посмотрим. Одна из главных причин, почему "ЭРА-ГЛОНАСС" не устанавливается – нехватка комплектующих для производства. Ну и мне бы хотелось знать, что она будет работать корректно в сложных ситуациях.
— Для каких автомобилей система "ЭРА-ГЛОНАСС" была создана? Где ее можно встретить?
— Ее создали для всех автомобилей. Она должна была заменить систему GPS. У нас спутники были только американскими, а "ЭРА-ГЛОНАСС" поддерживает российские спутники. На любой автомобиль, ввозимый в РФ, должна была быть установлена эта кнопка экстренного реагирования. Если с машиной что-то случилось, то сигнал должен был тут же поступить экстренным службам. Это прекрасный вариант, но полного покрытия нет. Когда ее доработают, то потребность в этой кнопке возрастет, потому что она будет работать, а значит, иметь смысл.
— Перечислите, пожалуйста, марки машин, для которых достать детали будет сложнее всего.
— Я думаю, это в первую очередь относится к автомобилям премиального класса. Первым номером идут кузовные детали и лобовые стекла, на втором месте – узлы агрегата в сборе. Это самая большая проблема, которая стоит перед нами. Список небольшой, но важный.
— Машины каких марок вы рекомендуете приобретать в данный момент?
— Имеет смысл приобретать машины максимально примитивные, которые легко обслуживать. Запчасти на которые более доступны. Это, в первую очередь, корейские и японские автомобили. Выбор достаточно широк.