ЦХИНВАЛ, 19 июл — Sputnik, Фатима Плиева. В августе в Южной Осетии начнется набор в группы национальных танцев государственной хореографической школы-студии при министерстве культуры. Учебное заведение призвано стать центром подготовки кадров для национальной хореографии, рассказала
Sputnik министр культуры Южной Осетии Рада Дзагоева.
"Государственный ансамбль "Симд" – важная составляющая национальной культуры. Мы для него должны готовить кадры – профессиональных танцоров. Мы все помним, как пару лет назад приглашали танцоров из Северной Осетии, чтобы наш ансамбль соответствовал своему статусу", – отметила она.
Новая жизнь школы-студии
Рада Дзагоева своими первыми распоряжениями на посту министра культуры возобновила работу хореографической школы и назначила на должность ее директора заслуженную артистку Южной Осетии, руководителя одного их самых успешных детских танцевальных коллективов "Кафт" Майю Четион. Она будет поднимать школу со своей командой молодых хореографов.
"Майя Иорамовна не нуждается в представлении, ее детский коллектив "Кафт" всегда на лидирующих позициях. Мы возлагаем на нее большие надежды. Она пришла в коллектив со своей командой – это Коста Джиоти, Ирма Бестаева и другие молодые специалисты", – сказала Дзагоева.
Временно занятия для детей будут проводиться на базе ГККЗ "Чермен" в Цхинвале, пока для школы не построят свой собственный "дом".
С 20 августа студия объявит набор детей на конкурсной основе. Будут сформированы три группы – младшая, средняя и старшая. Занятия начнутся уже с нового учебного года.
"Я уже разговаривала с председателем правительства и министром строительства. Мы подготовили обоснование для строительства здания школы-студии, чтобы ее внесли в Инвестпрограмму на 2023-2025 годы. Определили место – это аварийное здание, где раньше проводились репетиции ансамбля "Симд" по улице Кочиева. Специалисты подтвердили, что никакой исторической и архитектурной ценности здание не представляет. Оно пойдет под снос", – отметила она.
История школы
Школа-студия была основана в Южной Осетии в 1989 году группой энтузиастов во главе с выдающимся осетинским хореографом Мэлсом Шавлоховым еще до начала военной агрессии Грузии против Южной Осетии. Спустя 33 года она оказалась на грани закрытия.
"Если мы сегодня позволим закрыть то, что с таким трудом создавалось и вопреки всему работало в 90-е годы – это будет не просто халатным отношением к культуре, а преступлением против национального искусства и народа в целом", – сказала Дзагоева.
Школа-студия со дня основания испытывала трудности с размещением, но ее выпускники славились высоким мастерством.
"У них и тогда не было своего зала, они работали в каком-то помещении городского парка культуры и отдыха. Когда начались события 90-х годов, школу временно перевели в здание администрации президента и правительства, то есть в зал, который мы называли хореографическим. Они там работали долгое время – в условиях, которые были далеки от стандартов учебных заведений подобного рода. Но про воспитанников Мэлса Мухтаровича знали все, их мастерством восхищались, их узнавали по особому "почерку" на сцене", – говорит Дзагоева.
Темные времена
После войны 2008 года настали не лучшие времена для школы-студии. В послевоенной Южной Осетии хореографическое искусство было отодвинуто на второй план. За сохранность имущества и возобновление работы школы продолжал ратовать лишь директор. У Мэлса Шавлохова во время войны сгорел собственный дом, но влюбленный в свое дело он даже жил на работе.
"После событий августа 2008 года школа уже не заработала. У Шавлохова пошатнулось здоровье, он уже не мог заниматься школой в полном объеме. Хотя он долгое время жил там, на работе. Зал уже не был пригоден для работы с детьми", – сказала она.
В 2012 году приказом министра культуры школе-студии было поручено освободить занимаемые площади, а имущество передать на хранение в Республиканскую библиотеку.
"Для школы настали темные времена. Она по факту оказалась на улице вместе со своим коллективом, численность которого насчитывала 33 штатные единицы. То есть готовая школа, призванная готовить для будущего национальной хореографии кадры, оказалась на улице, и по сути, на задворках нашего внимания", – отметила она.
Долгое время школа-студия существовала на бумаге. Государство продолжало выплачивать заработную плату работникам.
"Пока был жив Мэлс Мухтарович – человек, который олицетворял национальное хореографическое искусство, с его мнением считались, возможно даже побаивались. Поэтому школу наполовину перестали финансировать, но закрыть не решались", – сказала министр.
В течение почти десяти лет школа была предана забвению, и лишь в прошлом году, во время проверки из России, на нее опять обратили внимание, но уже для того, чтобы ее закрыть. Российские аудиторы справедливо указали на то, что неработающая по факту школа не может финансироваться государством бесконечно.
Это стало последней каплей, но вместе с тем началом новой истории хореографической школы. Новой истории, в которой, по мнению Рады Дзагоевой, будут лишь успехи.