Какие перспективы у Грузии войти в ЕС и насколько вероятен госпереворот в стране

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
В минувшее воскресенье в Тбилиси прошли митинги с требованием отставки власти. Председатель правящей партии "Грузинская мечта" Ираклий Кобахидзе обвинил оппозицию в попытке госпереворота. Возможен ли такой сценарий в Грузии? Сможет ли страна выполнить требования Евросоюза? Об этом Sputnik поговорил с начальником информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии Юрием Вазаговым.
– На текущий момент без внешней поддержки грузинская оппозиция не обладает достаточно весомыми ресурсами, чтобы силовым путем прийти к власти. Даже если взять ударную силу грузинской радикальной оппозиции – партию Михаила Саакашвили "Единое национальное движение", то она тоже в достаточной степени дезорганизована. В ней нет настолько ярких и сильных лидеров, чтобы они смогли мобилизовать народные массы для нового вооруженного переворота.
Но здесь есть один важный нюанс. Он напрямую связан с теми отношениями и процессами, которые разворачиваются между Россией и странами Запада. И этот фактор может отразиться на внутриполитических процессах в самой Грузии. Я имею в виду, что определенные силы на Западе могут попытаться поддержать грузинских радикалов, чтобы помочь им прийти к власти. Это наиболее серьезная угроза. Тем более, что со стороны того же Владимира Зеленского (президента Украины) и некоторых западных деятелей регулярно звучат призывы к Грузии открыть второй фронт против России. В комплексе эти факторы могут повлиять на дальнейший ход процессов внутри Грузии.
А так, если взять саму оппозицию, ее ресурс и потенциал, имеющихся лидеров, то они явно не тянут на новую "розовую революцию".
Юрий Вазагов
– Евросоюз выдвинул Грузии 12 условий для получения статуса кандидата. Помимо реформ, практически во всех сферах от страны, от Тбилиси, требуют преодоления политической поляризации и обеспечения сотрудничества политических партий, деолигархизации. Выполнимы ли эти условия для современной Грузии?
– Здесь ключевой нюанс заключается в том, что вся система власти Грузии, вся политическая конструкция, которая выстраивалась после прихода к власти "Грузинской мечты", коренится именно на олигархизации Грузии. То есть вся власть в стране сейчас принадлежит главному грузинскому олигарху, и вся властная политическая система и прочее в буквальном смысле завязана на нем. В том числе я имею в виду и экономическую сферу.
Поэтому фактически Запад и Евросоюз призывают к демонтажу нынешней грузинской политической и экономической конструкции. Сомнительно, чтобы в Грузии кто-то всерьез смог провернуть такую рискованную операцию. Тем более, что как мы можем наблюдать, Бидзина Иванишвили – это, все-таки, не Виктор Янукович, отступать и сдаваться он явно не намерен. Не случайно его прозвище "анаконда", которую ему дали за цепкую хватку и умение вылезать из самых сложных ситуаций.
Следует еще учитывать то обстоятельство, что в некоторых движениях, вопреки воле Запада, он опирается, в том числе, на поддержку определенных кругов в той же Турции, имеет связи с Китаем. То есть это не такая простая задача – сковырнуть главного грузинского олигарха с его олимпа. Поэтому сложно сказать, насколько в Грузии за шесть месяцев удастся выполнить эту задачу.
Формально, конечно, "Грузинская мечта" и нынешние грузинские власти разработали определенные планы по выполнению этих требований, но, судя по всему, выполнять они их будут больше на бумаге. Возможно, пойдут на какие-то видимые уступки оппозиции, проведут какие-то встречи с ней, но рассуждать о каких-то серьезных изменениях навстречу требованиям Евросоюза, я думаю, было бы сомнительно.
Маркедонов: пустят ли Украину, Молдову и Грузию в ЕС или навсегда оставят у порога
– То есть европейская перспектива Грузии не так уж и близка?
– Она не так близка. И есть еще один нюанс, в котором заключается схожесть нынешней ситуации в Грузии с той, которая складывалась на Украине перед 2014 годом. Тогда Евросоюз со своим "Восточным партнерством" и соглашением о евроассоциации фактически спровоцировал "майдан" на Украине и привел к тому, что мы имеем все последние годы. И сейчас есть определенный риск, что именно статус кандидата в члены ЕС и те требования, которые предъявляются Грузии, могут сыграть роль в дестабилизации ситуации в стране. Именно с подачи Евросоюза, с подачи целого ряда стран, которые заинтересованы в том, чтобы ситуация для России на Кавказе серьезно осложнилась. В этом можно проследить определенные параллели.
– Ранее генсек НАТО сказал, что альянс не готов назвать конкретные сроки по вступлению Грузии в блок, но остается приверженным данным ранее обещаниям. Теперь вот ЕС выдвигает 12 условий. Это такой способ держать страну на коротком поводке или у Грузии есть все же реальные перспективы достичь желаемого?
– В самой Грузии некоторые политики заявляют о пяти годах, семи годах и так далее. Но всем понятно, что перспективы вступления Грузии в ЕС напоминают обещания достигнуть коммунизма к такому-то году. Есть определенные процедуры, условия, которые, по правилам Евросоюза, необходимы для вступления в эту организацию. И Грузию, и Украину они смогут принять, только если радикально пересмотрят все свои основополагающие, базисные нормативы и нормы. Поэтому особых перспектив, особенно, что касается Грузии, я не вижу.
Это больше походит на геополитическую игру, которая, прежде всего, направлена на ослабление позиций России, на то, чтобы удержать Грузию в своей орбите и не допустить ее медленного дрейфа в сторону России и Китая.
Украину гонят умирать за статус кандидата в члены ЕС
– В конце июня Украина, в отличие от Грузии, все же получила статус кандидата на вступление в Евросоюз. Насколько долго, на ваш взгляд, она будет находиться в таком статусе? К примеру, Турцию в ЕС не принимают уже более 20 лет.
– В том-то и вся проблема, что Украина точно так же может находиться в этом статусе достаточно неопределенное время. Если, конечно, не учитывать то обстоятельство, что из-за упорного нежелания киевских властей пойти навстречу требованиям России, Украина, в общем-то, в ее прежнем виде может перестать существовать. И тогда может, вполне естественно, возникнуть вопрос, какое государство и в каких границах будет входить в состав Евросоюза. То есть, опять-таки, это определенные шаги в рамках того противостояния, которое сейчас существует между Россией и Западом.
А Украина послушно выполняет роль пушечного мяса, которым в свое время была Грузия во времена Саакашвили.
Кстати, здесь можно напомнить о недавних заявлениях группы грузинских депутатов, достаточно влиятельных лиц из "Грузинской мечты", которые официально заявили о своем выходе из партии. Я имею в виду Созара Субари и двух других влиятельных лиц (Михаил Кавелашвили и Дмитрий Хундадзе). Они прямо заявляют, что Евросоюз своими требованиями, своими действиями хочет превратить Грузию в пушечное мясо и открыть второй фронт против России на Кавказе.
В отличие от украинцев, в Грузии далеко не все горят желанием выступить в роли такого поставщика пушечного мяса для Запада. Эта позиция не единичная, она разделяется определенной частью грузинского общества. Судя по тем стычкам, которые прошли в регионах Грузии между сторонниками "Грузинской мечты" и оппозиции, далеко не все готовы снова подвергнуть свою страну риску новой конфронтации с Россией.
Все-таки уроки августа 2008 года многие помнят еще достаточно хорошо. И они прекрасно понимают, что все обещания Запада оказать какую-либо существенную помощь, так и остались обещаниями.
Киев решил вмешаться не в свои дела: зачем Зеленский поддерживает грузинскую оппозицию
– НАТО активно помогает Украине, зачастую ступая по тонкому льду, поскольку в Кремле не раз заявляли, что такие действия могут привести к ударам по центрам принятия решений. Может ли Брюссель попасть под удар? Какие красные линии должен перейти альянс, чтобы такое могло случиться?
– Говорить об ударах по центрам принятия решений непосредственно в странах Запада – это пока из области предположений. Поскольку и Россия, и Запад пока избегают прямой военной конфронтации.
Чтобы Россия действительно пошла на такие шаги, необходимо, чтобы та или иная страна альянса совершила прямое вооруженное нападение на Россию или ее вооруженные силы. Но есть немало других способов и в других регионах мира, где Россия может ответить ассиметрично и осложнить ситуацию для тех же США или других стран Западной Европы, которые наиболее активно проявляют себя в плане оказания помощи Украине. То есть имеется много других возможностей и путей, чтобы ответить им за те, мягко говоря, недружественные действия, которые они проявляют в отношении России. В том числе вооружая Украину.