ЦХИНВАЛ, 24 июн – Sputnik. Бороться с недобросовестными предпринимателями, которые знают свои права, но не выполняют обязанности, необходимо сообща с потребителями.
Югосетпотребнадзор готов выполнять свою работу, но для этого необходимы жалобы и заявления в комитет от граждан, недовольных качеством предоставляемых услуг. Об этом Sputnik заявила глава комитета по защите прав потребителей Марина Кочиева.
Сейчас Югосетпотребнадзор проводит рейдовые проверки столичных торговых точек на основании заявления граждан.
"Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей реагирует на жалобы, которые регистрируются в ведомстве. После этого, в зависимости от того, какое нарушение, мы проводим внеплановую проверку или с уведомлением прокуратуры и данного предпринимателя, или без уведомления предпринимателя. К нарушениям относятся вопросы защиты прав потребителей касаемо отсутствия ценников, информации на товаре, сроков годности и хранения, отсутствия документов, которые в случае необходимости может запросить потребитель. Если нам поступает жалоба, что на тот или иной товар нет таких сопроводительных документов, то мы рассматриваем их внепланово и без уведомления предпринимателя. Конечно, мы застаем нарушения. После этого наши специалисты составляют документы административного воздействия. Вносятся штрафные санкции в соответствии с кодексом об административных правонарушениях", — пояснила Кочиева.
Она отметила, что граждане Южной Осетии часто описывают свои проблемы в соцсетях, но не обращаются в Югосетпотребнадзор, хотя ведомство всегда готово рассмотреть каждое обращение. Глава комитета считает, что дело в менталитете осетин — город маленький, все друг друга знают.
"Кто-то не знает своих прав, кто-то ленится, кто-то просто боится. Но я хочу обратиться к согражданам: если вы застали нарушения в объектах торговли — обратитесь к нам. Раз вас обслуживают некачественно, то чего вы стесняетесь или боитесь?" — отметила Кочиева.
По ее словам, по закону плановые проверки в магазинах и других торговых точках проводятся раз в три года, и предварительно комитет должен уведомить о проверке Генпрокуратуру и самого предпринимателя за три дня. Но при обращении граждан в Югосетпотребнадзор и подаче заявления, проверка проводится и без уведомления предпринимателя — только с ведома генеральной прокуратуры.
"Все знают, где находится наш комитет — Горького, 39. Мы доступны всегда. Обращайтесь к нам при нарушении ваших прав. Это касается не только объектов торговли и продуктов питания, но и всей той продукции, за которую покупатель платит деньги. Часто бывают вопросы и по бытовой технике, когда возникают проблемы с покупкой", — рассказала глава комитета.
Конечно, не все предприниматели являются злостными правонарушителями, добавила она. Есть и те, кто сразу исправляет свои огрехи, и при следующих проверках их уже не бывает. Список же нарушителей в основном не меняется. Их обычные отговорки – "не успели", "не доглядели" – Кочиева считает безответственностью.
Также глава комитета призвала быть особенно осторожными сейчас, в летнюю пору.
"Граждане часто выезжают на пикники, берут продукцию в "готовой кухне". Там она тоже не всегда надлежащего качества, к тому же, может быть не соблюден температурный режим хранения. Просим сограждан не выкидывать остатки еды в таких случаях, потому что лабораторное исследование поможет нам быстрее доказать причастность того или иного объекта к происшествию", — подчеркнула Марина Кочиева.
Чтобы узнать, насколько часто граждане Южной Осетии сталкиваются с проблемой отсутствия ценников и нарушения своих прав в магазинах, Sputnik провел небольшой опрос на улицах Цхинвала.
Жительница города Дзерасса отмечает, что очень редко видит ценники в магазинах.
"Чаще всего даже встречаются товары, у которых в принципе нет ценников. Нередко бывает такое, что на ценнике одна цена, а по итогу на кассе называется вообще другая. Бывает и так, что продавцы выкладывают на витрины товар, а в базу данных не вносят. В итоге товар нельзя бывает пробить на кассе", — рассказала она.
По словам другой горожанки Инны, ее также смущает отсутствие ценников в магазинах или их несоответствие с реальной стоимостью товара, которую пробивают на кассе.
"Это не может не вызывать возмущения. Каждый человек рассчитывает свой бюджет на продукты. Когда ты приходишь в магазин, и там написан один ценник, или его вообще нет, то продавец может назвать ту цену, которую ему вздумается. Я думаю, что с ценниками есть проблема не только в маленьких магазинах и овощных, но и в больших магазинах, которые на первый взгляд считаются супермаркетами. Когда там разложены товары со старыми ценниками, и ты не поймешь, какой ценник относится к какому наименованию", — пояснила она.
По словам жительницы столицы Салимат, поиски цен и консультантов, у которых можно уточнить стоимость, занимают много времени, а просьбы узнать цену на кассе часто вызывают недовольство продавцов и смущение покупателей. Она отмечает, что ей хотелось бы меньше сталкиваться с такой проблемой.