Три года назад в России был дан старт созданию системы маркировки товаров. Далее она получила распространение в странах-участницах ЕАЭС и в Узбекистане, постоянно увеличивая количество товарных групп, обязательных к маркировке.
О том, каких успехов достиг проект за последнее время, какие товарные группы будут маркироваться в будущем и как система функционирует, казалось бы, противоречащей ее работе легализации параллельного импорта, Sputnik в кулуарах ПМЭФ-2022 рассказал председатель совета директоров "Центра развития перспективных технологий" Михаил Дубин.
- Что вы "привезли" на ПМЭФ? Что планируете представить? Может быть, запланировано подписание каких-либо соглашений?
- Ровно три года назад на этой площадке было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве, которое дало начало созданию системы в России. В этом году мы активно участвуем в деловой программе и представляем как достигнутые эффекты в области борьбы с нелегальной продукцией в России, других странах ЕАЭС и Узбекистане, так и возможности системы для властей и бизнеса, которые доступны уже сейчас.
В дни форума мы планируем подписать несколько соглашений с лидерами российского рынка, с которыми либо уже работаем, либо планируем начать сотрудничество в будущем по запланированным экспериментам. Так, мы поможем одному из крупнейших производителей молочной продукции "Чистая линия" оптимизировать процесс производства и логистики с помощью данных из системы "Честный знак". С лидером рынка биологически активных добавок "Эвалар" мы вместе будем вырабатывать инструменты противодействия обороту нелегальных товаров. С холдингом Росэлектроника договорились о сотрудничестве в ходе готовящегося эксперимента по маркировке радиоэлектронной продукции. Подписываем соглашение об участии коллег в эксперименте, дальнейшем сотрудничестве и развитии маркировки в отрасли.
- Расскажите о достигнутых за год успехах во внедрении маркировки в странах ЕАЭС и Узбекистане?
- Год был активным: запущен целый ряд пилотов, и целый ряд товаров сейчас подлежит обязательной маркировке. В России – это молочная продукция, вода минеральная и обычная. Отрадно, что запуски происходят без существенного влияния на конечную цену. Изначально были некоторые фобии компаний, но сейчас мы видим практические результаты. Влияние, например, в молочной продукции, меньше, чем 1 процентный пункт в розничной цене, а изначально оценки и опасения рынка были существенно выше. Также был запущен ряд экспериментов. Как я уже упомянул, есть биологически активные добавки, пиво, медицинские изделия, антисептики, электронные средства доставки никотина. Это те группы, на которых мы в ближайшее время в России будем фокусироваться. Также планируются к запуску пилоты по электронике и, возможно, по икре - мы слышим запрос от регуляторов и регионов. Это то, что касается России.
В других странах ЕАЭС проект активно развивается и двигается. Мы видим, что в Кыргызстане активный старт, у коллег уже целый ряд товарных групп запущен. Примечательно, что там, в пилотном режиме, уже внедрен цифровой акциз, когда система используется как ядро для расчета акцизного налога. Аналогичный проект по цифровому акцизу развивается в Узбекистане. Там в целом внедрение происходит весьма оперативно: за 1,5 года удалось успешно запустить 4 проекта. В прошлом году были запущены маркировка табака, пива и алкогольных напитков. За это время на 20% выросли сборы акцизов на сигареты. По алкоголю – появилось 2 новых легальных производства, выросло число импортеров на 50%. Еще одна категория, которая стартовала недавно – с 15 апреля – это бытовая техника. Узбекистан стал первой на пространстве СНГ страной, запустившей маркировку этой группы товаров.
Возвращаясь к странам ЕАЭС, отмечу, что в уже упомянутом Кыргызстане успешно запущена маркировка табака и алкоголя. В Казахстане маркировке подлежат обувь и табак, включая так называемую альтернативную табачную продукцию. В Беларуси маркировка введена в категориях молочной продукции, обуви, одежды и автомобильных шин.
В Армении тоже планируется запуск уже в этом году маркировки табака. Ожидается, что это произойдет в сентябре. А в начале следующего года и алкогольной продукции.
- Какие дальнейшие планы реализации данного проекта: какие товары далее будут маркироваться, какие результаты это должно принести? Придем ли мы в итоге к тому, что будет маркироваться вообще все? И если придем, то когда?
- Про развитие лучше спрашивать регуляторов, потому что мы частный партнер и создаем инструмент. В наши задачи входит разработка поддержка, эксплуатация информационной системы, клиентское обслуживание, комфортное и быстрое внедрение по всей товаропроводящей цепочке и дальше – предоставление данных регуляторам. В чем регуляторы увидят ценность, мы готовы в те товарные группы развиваться. А главный эффект для государства заключается в защите граждан от нелегальной или опасной продукции и в том, чтобы была реализована фискальная функция системы.
В России на примере сигарет мы видим, что это успешно достигается: десятки миллиардов рублей каждый год собираются, то есть это дополнительные налоги и сборы. С другой стороны, для государства мы создаем цифровую модель отрасли, что позволяет принимать оптимальные управленческие решения. На примере фармы было видно, как вакцины распределялись на основании данных системы. Мы помним, как в марте был активный всплеск, скупка всего, что можно прозападной из-за опасений дефицита лекарств, но нам было четко видно, что дефицита нет. При этом регуляторам, которые отвечают за антимонопольное регулирование, доступны данные о "чемпионах" по наценкам. Мы не контрольное ведомство, как дальше ведомства используют эти данные – вопрос к ним, мы видим, что используют. И вскоре будет формализован kpi для ведомств по использованию системы.
Возвращаясь к планам в ЕАЭС, то могу сказать, что проект развивается динамично во всех странах. Власти Казахстана в мае успешно завершили эксперимент по маркировке упакованной воды и анонсировали планы уже в следующем году ввести в этой категории маркировку в обязательном режиме. Также в Казахстане планируется уже в июле этого года начать поэтапный запуск маркировки лекарств.
В Кыргызстане в этом году запланирован запуск маркировки альтернативной табачной продукции, пива, энергетиков, сахаросодержащих напитков и упакованной воды. В следующем году в республике по плану запуск лекарств.
В Узбекистане в активной стадии запуска находится две категории. Во-первых, лекарства. Они уже маркируются в добровольном режиме, а в обязательном порядке начнут с 1 сентября. Вторая категория – остальные виды табачной продукции.
Следующие отрасли для маркировки, которые прорабатываются сейчас в Узбекистане, – это газобаллонное оборудование и растительные масла. Также прорабатывается маркировка ковров, которые является гордостью Узбекистана, но, к сожалению, тоже часто подделывается.
- Нет ли сегодня других стран в ближнем зарубежье, желающих подключиться к данному проекту?
- Интерес есть. Я не буду называть в силу чувствительности информации конкретные страны, это не одна страна. Причем какие-то в ближнем зарубежье, какие-то в более дальнем.
Мы видим, что технологии, которые в Росси используются, эффективны и в определенных вещах не имеют аналогов в мире. Маркировка в России основана и на успешно проведенной реформе онлайн-касс. Благодаря этому мы имеем возможность оценивать объем потребления, все кассы в стране передают информацию в систему. Другие страны, когда в этом разбираются, приходят к нам с вопросами, за советами и идеями по внедрению системы. В чем, собственно, мы готовы участвовать.
- Расскажите о проекте внедрения маркировки в сложившихся сегодня условиях: многие товары перестали поступать в Россию и Беларусь, легализован параллельный импорт - как сегодня функционирует система "Честный знак"?
- Правительство отмечало, что в настоящее время только маркировка позволяет сохранить учетную систему в стране, когда настолько снижена вся регуляторика и контроль. Почему-то появилось устойчивое мнение, что параллельный импорт – это сразу поток контрафакта. Да риски есть, но по отношению к этой продукции действуют те же требования и механизмы контроля как при пересечении границы, так и при обороте на территории нашей страны. Именно маркировка в тех группах, где введена, будет инструментом по отсечению этого самого контрафакта и поможет покупателям выбрать качественный товар. Государству в условиях параллельного импорта маркировка даст понимание состояния рынка, а потребителю – уверенность, что он тратит деньги на настоящий бренд. Параллельный импорт должен у потребителя вызвать всплеск интереса к проверке подлинности.
- Но разве легализация параллельного импорта и требование о маркировке, по сути, не противоречат друг другу? Ведь промаркировать товар должен официальный поставщик, однако завезти многие товары официально теперь нельзя.
- Не совсем так. Промаркировать может как производитель, так и импортер – на территории другого государства или на таможенном складе. У импортера должны быть все необходимые документы, подтверждающие оригинальность товара при прохождении таможенного контроля. Иначе товар не попадет в страну. Мы работаем в рамках правового поля и если власти решили, что эта продукция может попасть на рынок, то мы будем с ней работать.