Если беспорядки в Армении затянутся, они могут привести к политическому кризису – эксперт

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik
В Ереване с 17 апреля ежедневно проводятся организованные оппозицией антиправительственные акции, шествия и митинги. Новая волна протестов в Армении началась после выступления премьера республики Николо Пашиняна 14 апреля в парламенте, где он заявил о требовании "опустить планку в вопросе статуса Карабаха" и необходимости подписания соглашения о мире с Азербайджаном. Оппозиция объявила о проведении бессрочных акций протеста с требованием отставки Пашиняна.
К чему могут привести протестные акции? Возможно ли новое обострение в зоне карабахского конфликта? Как избежать политического кризиса? Об этом и не только Sputnik беседовал с политологом, экспертом по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станиславом Тарасовым.
– Это не первые выступления оппозиции с выходом на улицы, попытками установить палатки, столкновениями с полицией. Нынешнее выступление было связано с заявлениями Николо Пашиняна – он понизил планку с требованиями по статусу Нагорного Карабаха, заявив, что готовится мирный договор с Азербайджаном. Фактически, он признал де-факто существующее положение вещей, поскольку, после второй карабахской войны появился армянский анклав на территории Азербайджана. Это было связано с тем, что в свое время еще говорил Владимир Путин, что Армения отказалась признавать независимость Карабаха, и остался анклав, где присутствуют российские миротворцы по соглашению от 9 ноября 2020 года.
Фактор третьей силы? Эксперт раскрыл причины обострения в Нагорном Карабахе
Пашинян сказал, что с этим нужно смириться, с этим нужно жить. И сейчас стоит задача каким-то образом обеспечить безопасность и защиту этого анклава. Хотя по всем признакам, Армения к Карабаху уже не имеет никакого отношения. Российские миротворцы, которые там находятся, чисто юридически также находятся на территории Азербайджана. К тому же мы не имеем там статуса миротворцев, надо еще узаконить их пребывание.

Поражение во второй карабахской войне, в котором армянское руководство в лице Пашиняна, безусловно, несет прямую ответственность, поскольку они сами замотали этот вопрос, не сумели воспользоваться благоприятной ситуацией, не сумели произвести обмен территорий, которые контролировали, на статус Карабаха, – это душевная боль, это травма Армении. И это вызывает определенное негодование в армянском обществе.

Но дело в том, что Пашинян пользуется поддержкой больше половины Армении. Фактически, эта ситуация – политическая неустойчивость, политический кризис, потеря эффективности в управлении государством. Такая напряженность долго продолжаться не может.
Конечно, армяне переживают, что именно при Пашиняне это произошло. Он сделал те шаги, которые никогда не предполагала ни одна политическая сила, и выйти из этой ситуации будет очень непросто.
В Ереване задержали около 200 участников акции протеста
Внешний фактор следующий. Азербайджан, который победил во второй карабахской войне, и Турция, которая была его спарринг-партнером, конечно, не заинтересованы в свержении Пашиняна, потому что у них сорвутся все договоренности.
В то же время Москва, как главный инициатор мирных соглашений, тоже не заинтересована в том, чтобы происходила дестабилизация ситуации. Кроме того, в условиях украинского кризиса, когда мы живем в ситуации санкций, Москва крайне заинтересована в разблокировке коммуникаций в Закавказье. Мирные соглашения 2020 года предусматривают это.
Нынешние протестные движения в Армении, с одной стороны, по-человечески понятны, понятна боль армянского народа. С точки зрения геополитических раскладов, дестабилизация в Армении невыгодна для Москвы.
– То есть, сегодняшние беспорядки в Армении могут поставить под угрозу мирные соглашения 2020 года?
– Пока, по оценке экспертов, в том числе армянских, выступление нынешней оппозиции некритично. Все умеренно, даже полиция, которая там кого-то захватывает, быстро всех отпускает. Там нет побоев, расправ. Сами армяне говорят, что полиция все понимает, это столкновение армян с армянами. Но вопрос в том, что сил, способных сковырнуть власть Пашиняна, нет. Может быть, если этот протест затянется, Армения встанет. Но пока мы фиксируем факт дестабилизации политической ситуации в республике.
Арешев: Россия не дает Западу разжечь в Карабахе новый конфликт
– Вы сказали, что популярность Пашиняна по-прежнему высока. Но вряд ли это так среди жителей Нагорного Карабаха. На чем, по-вашему, основаны такие высокие рейтинги политика?
– Предыдущее руководство Армении в лице Сержа Саркисяна допустило очень много политических ошибок. Они дискредитировали и власть, и к ним появилась ненависть, ему не смогли простить эту систему управления, особенно в Ереване.

Что касается Нагорного Карабаха, они его контролировали, был потенциальный сценарий признания независимости. Многое к этому шло. А демократическое правительство Армении спустило коту под хвост усилия армянской политики на протяжении последних десятилетий, с момента развала Советского Союза. Причем бездарно был растрачен тот политический капитал, который был накоплен предшественниками Пашиняна.

Хотите - не хотите, но он получил Карабах – двадцать процентов подконтрольной территории, и он имел дипломатический ресурс провести удачный и выгодный размен, но у него не получилось, эволюционировал силовой сценарий, в котором он проиграл.
– Оппозиция обвиняет Пашиняна в намерении сдать Карабах и заявляет, что его политика грозит не только новыми уступками, но и потерей государственности. Как вы считаете, как может развиваться этот кризис и каковы могут быть пути выхода из него?
– Карабах фактически сдан. Его судьбу можно решать и без Армении. Азербайджан публично заявляет, что они пытаются интегрировать армян Карабаха в состав АР, но при той информационной политике сделать это будет очень непросто. Нужно признать армян Карабаха равноправными жителями, но пока до этого дело не дошло. Поэтому столкновения могут быть. Или же могут полностью выдавить армян с Карабаха, чего тоже не будет допущено.
Пасынки советского распада
Сейчас ситуация такова, что Степанакерт может выходить на широкие коммуникации не обязательно через Ереван, но и через Баку. Это тоже возможно. Здесь есть одна, с моей точки зрения, методологическая ошибка, которую допускает Азербайджан – он действует с позиции победителя, он пытается психологически дожать армян, унизить их. Этого нельзя было делать. Они победили, все вернули, нужно менять свою тактику, не надо изображать армян Карабаха как пришельцев с планеты Марс. Это выкрутасы националистической историографии. Об этом нужно забыть, если вы только хотите жить с армянами, с которыми вы веками жили вместе.

Что касается государственности, вопрос носит квази-государственный характер. Нужно подтвердить экономическую состоятельность этого государства, чего пока не происходит, и Армения находится в крайне сложном состоянии. Хотя ее транзитные возможности и геополитическое состояние позволяют воспользоваться ситуацией. Так что проблема государственности существует.

И потом все же, Армения без Карабаха – это какой геополитический аппендикс. Сложно говорить. Все зависит от того, кто возглавит республику и сумеет мобилизовать ее ресурсы.
– Стороны заявили о новых нарушениях режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта. Может ли серьезно обостриться ситуация в Нагорном Карабахе?
– К сожалению, статус миротворцев не прописан полностью, как и демаркация границы и зона, которую они контролируют. Перестрелки так, где стоят миротворцы, как правило, не происходят. И перестрелки на линии соприкосновения вполне возможны. И здесь трудно сказать, кто является инициаторами. Международных наблюдателей на линии разграничения тоже нет. Поэтому любая сила, которая захочет дестабилизировать ситуацию, могут воспользоваться этими перестрелками. Но после второй карабахской войны, и исходя из объективного анализа, там локального вооруженного конфликта серьезного уровня уже не может быть.
Местный житель Арег сидит у горящего дома в поселке Карегах, Нагорный Карабах. Некоторые жители сожгли свои дома перед тем как уйти
– Что Пашинян получает, идя на уступки с Азербайджаном?
– Ему обещают разблокировку коммуникаций, а это означает инвестиции.
Армянская пашиняновская революция опоздала лет на пять, даже на десять. Они думали, что победят в "цветной революции", и Запад им пришлет золотые горы. Но дело в том, что Запад очень прохладно воспринял Пашиняна, а американцы вообще от него отстранились во время второй карабахской войны. Если бы не Россия, вообще трудно сказать, что бы там было. Личные усилия Путина способствовали хотя бы сохранению Карабаха в виде армянского анклава на территории Азербайджана. Мы выступаем в роли гаранта армян Карабаха и будем защищать их до конца.
Сложно сказать, как дальше будут развиваться события, потому что нет согласия в обществе. Потому что Пашинян, придя к власти, работал на разъединение, он шел на раскол общества, а не на объединение национальных интересов Армении, чтобы удержать власть. Он до сих пор пытается на этих разногласиях удержать власть. А сейчас он играет на том, что его режим поддерживается Москвой, Баку и Анкарой, чтобы сохранить стабильность. Как только это рухнет, рухнет и Пашинян.
– Если беспорядки в Ереване затянутся, к чему это может привести в конечном итоге?
– Это нехорошо для стабилизации экономической, социальной обстановки. Это грозит политическим кризисом. Возможно, досрочные выборы, как выход из ситуации.
– В случае досрочных выборов, есть ли у Пашиняна шанс остаться у власти?
– Пока социологические замеры говорят о его поддержке со стороны более 65% населения. Ереван настроен пропашиняновски, он настроен антикарабахски. Вот в чем проблема.
– Если встанет вопрос о смене власти, какую позицию может занять Москва?
– Москва, в общем-то, настороженно смотрит на ситуацию. Есть только информационные сообщения, мы воздерживаемся от каких-либо комментариев, чтобы не дать каким-либо силам возможности заявлять, что они пользуются поддержкой Москвы.
Мы не хотим, чтобы в этой республике произошла дестабилизация и чтобы этот политический кризис носил хронический характер.