ЦХИНВАЛ, 29 мар – Sputnik. На фоне событий на Украине нельзя исключать, что третьи силы попытаются создать второй фронт на постсоветском пространстве, считает эксперт по вопросам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов, комментируя обострившуюся в последние дни ситуацию в Нагорном Карабахе.
ВС Азербайджана зашли в зону ответственности российского миротворческого контингента на территории Карабаха и выставили наблюдательный пост. Азербайджанские военные также нанесли четыре удара по подразделениям Нагорного Карабаха в районе поселка Фурух, говорилось ранее в бюллетене Минобороны РФ о деятельности российского миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта.
"Если рассуждать теоретически, то нельзя исключать предположения, что в связи с украинским кризисом может быть предпринята попытка создать на постсоветском пространстве нечто подобное второму фронту. На таком разломе, как карабахский конфликт, могли быть какие-то приключения. Но после подписания мирного соглашения 9 ноября 2020 года, когда была прекращена вторая карабахская война, стороны начали вести переговоры о подписании мирного соглашения, деблокировании коридоров, демаркации границы, пошли позитивные сигналы, что возможна встреча Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, складывалось впечатление, что в целом процесс идет нормально. Тем более, что параллельно начались переговоры спецпредставителей Армении и Турции по нормализации дипотношений", – отметил Тарасов.
Однако, продолжил он, произошел срыв по непонятным причинам, и это вызвало определенную реакцию, тем более что акт перехода под контроль Азербайджана части карабахской территории признало Минобороны РФ.
При этом Тарасов указал на попытку интернационализации конфликта, отметив, что армянская сторона начала выходить на Москву, были звонки премьера Армении президенту России, стороны выходили на США, общались главы оборонных ведомств России и Азербайджана, затем были переговоры с армянской стороной.
"Складывалось впечатление, что назревает какой-то локальный конфликт. В чем проблема? А проблема в том, что инциденты, которые приводят к такой эскалации, нужно было давно решать на уровне горизонтальном. Власти не желают выходить на контакт между собой даже после перемирия, решать какие-то чисто бытовые вопросы, и все время ищут посредников. То в Москве, то в Вашингтоне, то в Париже, еще где-то. Кроме того, у сторон разные взгляды на перспективу урегулирования этой ситуации", – отметил эксперт.
По его словам, Армения стала обращаться к идее реанимации деятельности Минской группы ОБСЕ, которая не работает, но повестка дня ее не изменилась, они сохраняют свой мандат.
"А повестка следующая – будущее определение статуса Карабаха и, вполне возможно, решение проблемы пребывания миротворческого корпуса. Сейчас на территории НКР находятся российские миротворцы, и если армянская сторона включит минский процесс, то эти миротворцы могут быть разбавлены какими-то другими. В таком случае речь будет идти об ослаблении влияния России в этом регионе. С другой стороны, Азербайджан, который обвиняет российских миротворцев, что якобы они не выполняют какие-то соглашения, тоже начинает их критиковать. Они оказываются заложниками этой ситуации", – говорит Тарасов.
Эксперт отмечает, что в этой ситуации Москва ведет себя достаточно осторожно, призывая стороны прекратить конфронтацию, однако мотивы, которыми руководствуются конфликтующие стороны, не совсем благоприятны для Москвы. Отсюда, по его словам, и возникает опасение, что есть фактор третьей силы, которая дестабилизирует обстановку с попыткой создать второй фронт.
"Такого исключать нельзя", – заметил он.
Вместе с тем, Тарасов считает, что серьезный вооруженный конфликт в регионе маловероятен. Прежде всего, в этом не заинтересован Азербайджан, который после второй карабахской войны фактически свою национальную задачу выполнил. Если сейчас начнется война в новых геополитических условиях, то далеко не факт, что Азербайджан выиграет, отмечает эксперт. Он считает, что Баку следует консервировать эту ситуацию, однако, этого не хотят армяне, тяжело травмированные поражением.
"Им нужна какая-то национальная идея, а новые власти ее предложить не могут. Общество разобщено, и поэтому ситуация сложилась очень нестандартная, сложная, но выход из этой ситуации – вооруженный конфликт – невозможен. Это приведет к трагедии. От этого может пострадать, прежде всего, Армения, которая может вообще потерять свою государственность", – подчеркнул эксперт.
Он считает, что Москве в данном случае "нужно перестать ментальничать с новыми государственными образованиями на постсоветском пространстве".
"Россия сейчас поднялась, она сильная. У нас свои национальные интересы в этом регионе. Карабах был присоединен к Российской империи в 1813 году, этот регион перешел под ее контроль в 1828-м. СССР контролировал территорию до Аракса. Что нам мешает сейчас заявить о собственных интересах и, например, переподчинить Карабах. Дело в том, что Азербайджан никакой концепции совместного проживания с армянами Карабаха не предлагает. Или выдавить их, или интегрировать. Но тогда нужно менять Конституцию, информационную политику, перестать смотреть на армян, как на инопланетян, на народ без истории, в то время как у самого Азербайджана очень туманная история. Россия должна проявлять более решительные подходы, и украинский кризис это показал. И все встанет на свои места", – считает Тарасов.
Одной из причин того, почему Кавказ стал вибрировать, нервничать и пытаться создать неприемлемые и неудобные ситуации для России, эксперт считает, что украинский кризис завершается победой РФ и ее укреплением на постсоветском пространстве.
"И следующим будет Закавказье. И им нужно понять, какие интересы мы там преследуем. А наши интересы очень простые – мы хотим, чтобы остались три независимых государства: Азербайджан, Грузия, Армения, но чтобы они не являлись плацдармом для потенциальной агрессии для нашей страны. Нейтралитет, спокойное развитие, двусторонние отношения. Потому что речь идет о нашей собственной безопасности, и мы не буем таскать каштаны для чужого костра", – заключил он.
В конце сентября 2020 года в Нагорном Карабахе возобновились боевые действия, которые стали продолжением многолетнего конфликта и привели к жертвам среди мирного населения. Стороны предприняли несколько попыток заключить перемирие, но успешным оказалось трехстороннее соглашение, достигнутое в ночь на 10 ноября. При посредничестве Москвы Азербайджан и Армения договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными и телами погибших. Ереван также передал Баку Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы. Кроме того, в регионе разместились российские миротворцы.