Когда на Донбассе началась война в 2014 году, Аслан Бесаев жил и работал в Сочи. В Донецке у него было много знакомых и друзей, некоторые из них захотели вывезти свои семьи из зоны боевых действий и обратились к нему за помощью в эвакуации на территорию России. Тогда он еще не бывал на территории Донецкой Народной Республики и только встречал людей на российской границе.
Позже, когда его в очередной раз попросили о помощи, он сам поехал в Донецк.
"Многие из тех, кто приехал в Россию в 2014 году, остались здесь, обзавелись семьями, у них родились дети. Очень много людей приехали сейчас на Донбасс, даже осетины из Москвы. Конечно, не получается, чтобы все они были в одном подразделении, но мы стараемся оставаться на связи, поддерживать друг друга. Сообщаем, если кто-то куда-то выезжает, чтобы в случае чего были в курсе", – рассказывает он.
"Напомнило войну в Южной Осетии"
"Вся эта обстановка напомнила мне то же самое, что происходило у нас в Южной Осетии. Я приехал в ДНР, познакомился с другими ребятами из Осетии, и остался. Пошел работать в местный СОБР (спецотряд быстрого реагирования), где прослужил около двух лет", – рассказал Аслан.
Он вспоминает, что людей днем и ночью обстреливали, особенно в окраинных населенных пунктах – "все, как в свое время в Южной Осетии".
"Сейчас обстановка крайне накалена. Люди очень устали. Украинские националисты применяют все, что раньше нельзя было применять. Им уже без разницы в кого и из чего стрелять", - отметил Бесаев.
В понедельник у Дома правительства в центре Донецка была сбита украинская ракета "Точка-У". Аслан говорит, что одна кассета все же сработала в воздухе, в результате около 20 погибших и более 30 пострадавших мирных жителей, и если бы ракету не сбили, в Донецке была бы катастрофа.
"Российские войска заняли Волноваху, осетины и там внесли свой вклад, сделали все, что было в их силах. У неонацистов особая тактика – они не считают за людей жителей тех населенных пунктов, которые все еще не освобождены. Всю свою технику они стараются сосредоточить между жилыми домами, в центрах городов. Поэтому мы не стреляли, не могли же мы стрелять по простым жителям", – рассказал он.
По его словам, ребята прошли Волноваху вдоль и поперек, и единственное, что они слышали от простых жителей, это слова благодарности.
"Семья, конечно, не без урода, как говорится. Везде есть недовольные, но в основном население благодарно России", – отметил Аслан.
"Они действительно скопировали нацистов"
По его словам, ВСУ выбивали потихоньку, но за собой они оставляли выжженные территории, разруху, стреляя прямо в людей и не давая им покидать зоны обстрелов.
"Я не знаю, как это назвать. Это даже войной нельзя считать. Как будто они действительно скопировали нацистов. Это какие-то нелюди. Где и кто их так воспитал", – говорит он.
Аслан рассказал, что после признания России люди на Донбассе вздохнули чуть свободнее.
"Молодцы русские. Я лично благодарен Владимиру Путину за этот шаг. У людей появился шанс на жизнь. И националистов потихоньку вытесняют", – сказал он.
Но когда они теряют какие-то позиции, говорит Аслан, то, видимо, от злости начинают обстреливать город. Но он уверен, что обратного хода уже нет.
"Мирные переговоры и прочее ни к чему не приведут. Они все равно не остановятся. Эти нацбаты понимают, что за свои действия придется отвечать, и просто так не отступят. По мере возможности они причинят как можно большее зло. В них нет никакой человечности. Я считаю, что останавливаться нельзя. Это надо раз и навсегда довести до конца", – подчеркнул он.
Повоевать еще придется, добавил Аслан.
Он считает, что если бы Россия не старалась защитить мирное население Украины, его уже давно сравняли бы с землей. Тех, кто пытается вырваться, украинские националисты или не выпускают, или просто расстреливают. Он признается, что трудно судить о том, когда завершится спецоперация.
"Но я надеюсь, что это скоро закончится", – сказал он.
"Пусть пройдутся по Аллее ангелов"
Аслан с сожалением отметил, что война не бывает без потерь, это понимают все. И если довести эту спецоперацию до конца, то можно будет избежать перманентной войны, как было в Южной Осетии с 1989 по 2008 год, и народ Донбасса не будет жить в постоянном страхе.
Он уверен, что спецоперация РФ по защите населения Донбасса была неизбежна.
"Меня очень злит одна ситуация. Я смотрю, как люди выходят на улицы и говорят, что они против войны. А куда они смотрели все эти восемь лет? Они не видели, что здесь война? Каждый день погибали люди. Если кому-то что-то не понятно, приезжайте сюда. У нас есть Аллея ангелов, где захоронены дети, пусть походят там. А потом я спрошу, изменилось их мнение или нет", – говорит Аслан.
Россия начала 24 февраля военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. Как подчеркнули в Минобороны страны, ее Вооруженные силы наносят удары только по военной инфраструктуре и украинским войскам.