ЦХИНВАЛ, 9 мар – Sputnik. Современное конституционное право подразумевает, что от языкового ценза надо отказываться, заявил в интервью Sputnik политолог Вячеслав Гобозов.
В Южной Осетии с восьмого по десятое марта проходят экзамены на владение государственными языками для кандидатов в президенты. Испытание для желающих занять главный пост в стране состоит из двух частей – письменной и устной. Претенденты должны написать два диктанта – на осетинском и русском языках, а также подготовить устное выступление на обоих языках длительностью около пяти минут.
"Сразу хочу сказать, что ничего не имею против членов лингвистической комиссии. Эти люди – высококвалифицированные специалисты, которые выполняют ту задачу, которую им поставили. Поэтому я об их работе ничего говорить не буду, тем более, что и результатов мы пока не видим", – отметил Гобозов.
Десятилетие со дня признания независимости Южной Осетии Россией: пресс-конференция
© Sputnik / Наталья Айриян
Он напомнил, что языковый ценз, прописанный в Конституции, ни разу не менялся с момента принятия этой нормы. При этом Конституция требует от будущего президента знания государственных языков без уточнения, в какой степени он должен ими владеть.
"Языковый ценз, в отличие от многострадального ценза оседлости, не корректировался перед каждыми выборами. Мы четырежды избирали президента с этим языковым цензом – Людвига Чибирова, дважды Эдуарда Кокойты, Аллу Джиоеву (выборы были признаны несостоявшимися). И только после этого, абсолютно незаконно, ЦИК выдумала какие-то экзамены. Это юридический нонсенс, когда Центральная избирательная комиссия взяла на себя функции толкователя Конституции", – считает политолог.
Он обратил внимание, что конституционная норма говорит о простом владении государственными языками, в ней нет речи об уровне владения, как в некоторых других государствах.
"Согласитесь, что ни один человек, баллотирующийся в президенты и не знающий языков, на котором говорят его избиратели, никогда в жизни не будет избран. Именно избиратель оценивал степень владения языками достаточную для того, чтобы тот или иной человек руководил республикой", – говорит Гобозов.
По его мнению, правоприменительная практика языкового ценза вплоть до 2012 года в Южной Осетии была самая либеральная и недискриминационная.
"А теперь, при всем моем уважении к членам лингвистической комиссии, именно они пока отбирают претендентов и только потом дают высказаться избирателям. Лингвистическая комиссия нужна для того, чтобы оценивать степень владения языками, но у нас такого в Конституции нет", – заметил он.
Кроме того, продолжил Гобозов, происходит и подмена понятий, пояснив, что языковой ценз - это одна правовая категория, а ценз грамотности – это совершенно другой институт.
"Написание диктанта – это проверка грамотности. Человек может в совершенстве владеть языком, но не писать на нем в достаточной степени грамотно. Я, например, не понимаю, какое отношение имеет отрывок из литературного текста, который используют для диктанта, к проверке владения языком кандидата в президенты. Не человека, который сдает кандидатский минимум, или поступающего на филологически факультет, а человека, который может быть станет президентом", – сказал политолог.
Норма о языковом цензе сохраняется и в некоторых постсоветских странах, но в их законодательствах, в отличие от Южной Осетии, прописан и уровень владения языками, "соответственно, проводятся экзамены, чтобы определить степень владения". При этом в тех странах, где проводится экзамен, он проходит в онлайн-режиме.
"И в тех странах, где этот ценз вводился, он вводился в конкретных, далеких от демократических целях – например, чтобы не допустить к власти крупную национальную группу, которая конкурирует с титульной нацией. Но все эти цели не имели никакого отношения к выбору народа", – отметил Гобозов.
Он рассказал, что и в Южной Осетии на заседаниях конституционной комиссии обсуждались предложения прописать в законодательстве уровень владения государственными языками.
"Но именно исходя из того, что уровень владения должен определить избиратель, мы не включили это в Конституцию", – добавил Гобозов.
Впервые экзамены на владение госязыками в Южной Осетии были введены в 2012 году. Тогда Центризбирком принял решение ввести обязательные экзамены по осетинскому и русскому языкам для кандидатов в президенты на повторных выборах. От кандидатов требовалось написать диктант и изложение на осетинском и русском языках, а также сделать публичное выступление на русском и осетинском языках на заданную соответствующей лингвистической комиссией тему, продолжительностью не менее пяти минут каждое.