ЦХИНВАЛ, 10 фев - Sputnik. Грузинский депутат, глава комитета по международным отношениям Николоз Самхарадзе на днях призвал Евросоюз отказаться от термина "Южная Осетия", назвав его сталинским. Он предложил заменить термин на "Цхинвальский регион". Официальный Цхинвал на это никак не отреагировал, но свое мнение в интервью
Sputnik высказали югоосетинские и российские историки и эксперты.
Фантастические вещи
Историк, этнограф и журналист Роберт Кулумбегов говорит, что термин "Южная Осетия" упоминается в документах разного характера, в том числе документах Российской имперской администрации XVIII века, в частности, в отчетах о военных экспедициях, например, генерала Ренненкампфа. Кроме того, он упоминается в трудах самих грузинских ученых, а также иностранных путешественников, посещавших Южную Осетию. Одни упоминали территорию современной Южной Осетии как просто Осетия, другие – прямо указывали "Южная Осетия".
"Если говорить о позиции грузин, которые утверждают, что термин был утвержден большевиками в 1922 году, хочу привести в пример учебник географии, который был издан в Грузии в 1868 году. Его автором является известный грузинский педагог Якоб Гогебашвили. Там также упоминается термин "Южная Осетия", но тогда еще не существовало такого понятия как большевики. Этот же термин упоминает небезызвестный Валико Джугели в своих мемуарах, посвященных геноциду осетин. А значит, одно из первых упоминаний этого термина есть у самих грузинских авторов", – подчеркивает историк.
Кулумбегов заметил, что территория Южной Осетии в то время была значительно больше, потому что в нее входили села Душетского района и некоторые села, которые сегодня входят в состав Западной Грузии.
По его словам, термин "Южная Осетия" идет параллельно с употреблением термина "Осетия". Это уже XIV-XV века, понятие относится к осетинскому населению по южную сторону Кавказского хребта.
"На территорию, которую сегодня занимает Южная Осетия, уже с VII века до нашей эры начали приходить скифы через Мамисонский и Рукский перевалы. Это были военные походы. Позже, в I - IV веках, этими же путями пользуются аланы, которые основывают на пути своего движения поселения. Точной даты вам никто не скажет. Но освоение современной территории Южной Осетии начинается примерно с VII века до нашей эры. Кроме того, в начале тысячелетия был очень силен сарматский элемент. Существует обоснованная гипотеза, что первые правители грузинских царств были по происхождению сарматами", – рассказал историк.
В то же время Кулумбегов отмечает, что все эти спорные вопросы уже давно определены, на них даны ответы, о них знают ученые.
"Но, к сожалению, грузинские ученые не читают ни своих ученых, ни тем более осетинских. Иначе они не стали бы выдвигать такие фантастические вещи о том, что Южная Осетия, как термин и как понятие, появляется впервые при большевиках", – добавил он.
Популизм и проявление пещерного национализма
Эксперт и журналист Юрий Вазагов называет заявления Самхарадзе примитивной спекуляцией и попыткой манипулировать общественным мнением Европы, где сегодня модно бороться со сталинизмом и советским наследием.
"Самхарадзе попытался воспользоваться этими тенденциями, и таким образом, минимизировать фактор Южной Осетии. На самом деле, Сталин никакого отношения к термину "Южная Осетия" не имеет. Если говорить о Южной Осетии как об этногеографическом образовании, то упоминания о ней встречаются в исторических источниках, в том числе грузинских, русских, западноевропейских, еще в XVII-XVIII веках. Что касается фактов проживания южной ветви осетинского народа на южном склоне Кавказа, то они фиксируются вплоть до первого века нашей эры. И все эти факты достаточно известны, все доказано и лежит на поверхности", – говорит он.
Политолог заметил, что даже в самой Грузии более или менее здравомыслящие политики понимают, что это дико и не имеет под собой никаких научных оснований.
"Это больше популизм и проявление пещерного национализма. Даже если Евросоюз поддержит Грузию в этом вопросе, то понадобится очень много времени, чтобы побудить все европейские страны отказаться от использования этого термина. Но не думаю, что даже при антироссийском шабаше в Европе эти попытки встретят с пониманием", – считает эксперт.
Вазагов отметил, что западноевропейские дипломаты не раз достаточно прямо высказывали Грузии свои оценки о ситуации, в том числе германский и французский послы, которые прямо указывали на геноцид 1920 года и на многие другие события, в том числе касающиеся войны 2008 года.
Он считает, что в Европе люди, которые вовлечены в процессы, происходящие на Кавказе, очень хорошо информированы обо всем происходящем, и абсурдные требования грузинских официальных лиц на них особо повлиять не могут.
"Но эта осведомленность политиков, военных и других лиц никак не распространяется на широкие круги общественности. Это направление нами никогда не прорабатывалось, хотя у нашего МИД есть контакты с представителями научного сообщества той же Италии и некоторых других европейских стран. При желании и определенных усилиях можно организовать научные конференции с привлечением научного сообщества Европы, чтобы обсудить все эти вопросы, в том числе правомерность применения термина "оккупированные территории" к Южной Осетии и Абхазии, вопросы геноцида. То есть, нам нужно переводить борьбу за историческую правду и объективную оценку того, что у нас происходило, в европейское общественное пространство. Это будет более перспективно и принесет больше результатов", – уверен эксперт.
Традиционная провокация с европейским акцентом
Политолог, кавказовед, кандидат политических наук Артур Атаев говорит, что абсолютно ничего нового не произошло.
Он напомнил, что в свое время первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа обратился к тогдашнему главе Северной Осетии Ахсарбеку Галазову с требованием переименовать Северную Осетию в просто Осетию, обосновав это тем, что никаких исторических и политических предпосылок для такого названия как Южная Осетия нет. Поэтому заявления современных грузинских политиков Атаев считает продолжением политики "звиадизма".
"Это термин, получивший реальное воплощение в конкретных действиях, которые проводили Китовани, Гамсахурдиа, отряды "Мхедриони" во главе с Джабой Иоселиани. Поэтому я ничему не удивился. Другое дело, когда это было сделано в преддверии важнейшего политического события - президентских выборов. Это попахивает традиционной провокацией с европейским акцентом. Ничего выдающегося не произошло, но на факт должны отреагировать органы государственной власти", – считает политолог.
По его словам, это делается для того, чтобы в международном социуме и СМИ постоянно поддерживать негативный тренд, связанный с понятием Южная Осетия. Однако, считает Атаев, грузинские политики, сами того не ведая и озвучивая новую инициативу, укрепляют югоосетинскую государственность.