О попытках вмешательства Запада во внутренние дела государств СНГ, ситуации на Южном Кавказе, борьбе с пандемией коронавируса и других горячих проблемах постсоветского пространства в эксклюзивном интервью агентству Sputnik рассказал заместитель главы МИД РФ Андрей Руденко.
- В последнее время на постсоветском пространстве происходят события, которые не могут не затрагивать интересы России. Осложнения на белорусско-польской границе, вспышки на карабахском направлении, газовый кризис в Молдове, акции протеста в Грузии, возросшая активность НАТО вблизи российских границ. Считаете ли вы это долгосрочной тенденцией? Что намерена предпринять и предпринимает Россия и какую роль в урегулировании ситуации могло бы сыграть СНГ?
- Любые значимые события и процессы, происходящие на постсоветском пространстве, в той или иной степени затрагивают интересы России, т.к. речь идет о наших ближайших соседях. Мы придаем первостепенное значение обеспечению стабильности и устойчивого развития региона. К сожалению, такая ситуация устраивает далеко не всех, действия некоторых стран направлены на разжигание в СНГ дезинтеграционных процессов в целях разрушения связей России с ее традиционными союзниками.
На протяжении последних лет мы наблюдаем непрекращающиеся попытки со стороны Запада вмешиваться во внутренние дела государств – участников СНГ. К приведенным вами примерам можно добавить практически полный "перевод" Киева под внешнее управление, открытую внешнюю поддержку несистемной оппозиции в Белоруссии с целью реализовать в республике сценарий очередной "цветной революции", попытки США разместить в центральноазиатских странах военную инфраструктуру под предлогом обострения ситуации в Афганистане. Отмечаем активные шаги по наращиванию военно-биологической активности западных стран на постсоветском пространстве якобы для противодействия пандемии, втягивание стран Содружества в провокационные антироссийские мероприятия НАТО, в том числе в зонах, непосредственно примыкающих к Российской Федерации. Этот список можно продолжить.
Конечно, вопросы обеспечения безопасности и устойчивости системы мироустройства постоянно находятся в повестке дня СНГ. На встречах глав государств, правительств, министров иностранных дел кризисные ситуации в конкретных странах, межгосударственные противоречия, в том числе спровоцированные и подогреваемые извне, обсуждаются предметно и откровенно. И это ценно! Партнеры по Содружеству в целом адекватно оценивают ситуацию и реальные мотивы США и других стран Запада, в большинстве своем наши друзья критически настроены к санкционному и политическому давлению, навязыванию чуждых ценностей.
Для нас важно не только не допустить ослабления традиционных союзнических отношений со странами СНГ, но и всесторонне содействовать их укреплению в различных сферах. При этом в отличие от НАТО или ЕС в СНГ нет практики навязывания партнерам решений, не отвечающих их интересам. Мы выступаем за равноправный и заинтересованный диалог по любым, в том числе чувствительным для России темам.
Содружество, отмечающее в 2021 году 30-летний юбилей, доказало свою жизнеспособность, как многопрофильная региональная организация, востребованная площадка для разнопланового диалога. Со своей стороны будем и далее прилагать усилия для совершенствования его деятельности, расширения отраслевого сотрудничества, повышения практической отдачи от взаимодействия государств-участников.
- Какова вероятность того, что Платформа 3+3 станет рабочей? Принципиально ли в ней участие Грузии, которая пока отказывается присутствовать в этом региональном проекте? Может ли Платформа 3+3 хотя бы на начальном этапе работать как 3+2 (без Грузии)?
Региональная консультативная платформа "3+3" создавалась и уже функционирует как прагматичный, неполитизированный формат, направленный на сближение стран Южного Кавказа и их соседей. Акцент в нашей совместной работе делаем на вопросах, представляющих общий интерес и работающих на укрепление мер доверия: развитии торгово-экономических, транспортных и культурно-гуманитарных связей, а также борьбе с общими вызовами и угрозами. Прошедшее в Москве 10 декабря с.г. первое заседание "3+3" показало, что участники заинтересованы не только в поддержании конструктивного диалога, но и в налаживании практического взаимодействия.
Сожалеем, что, несмотря на очевидную выгоду от участия в работе Платформы, Тбилиси не направил своих представителей на первую встречу. При этом все участники выразили заинтересованность в подключении Грузии и сошлись в том, что "дверь" для этой страны остается открытой.
- В течение последнего года Россия активно помогала странам СНГ в борьбе с пандемией коронавируса. Сейчас на пороге – новый виток и новые угрозы – штамм омикрон. Планируется ли согласование действий и дальнейшее развитие сотрудничества по этому направлению?
- Наша жизнь уже почти два года проходит под знаком борьбы с пандемией COVID-19. Такая новая реальность с нами, по-видимому, надолго: в различных регионах мира постоянно обнаруживаются новые штаммы, а количество заболевших, к сожалению, снижается не сильно.
Однако, как ни парадоксально, при поиске ответов на столь серьезный вызов мы сумели найти ресурсы для роста и развития. Речь идет, прежде всего, об углубленной цифровизации различных сфер человеческой жизнедеятельности, обмене самыми современными биомедицинскими технологиями.
Что касается стран СНГ, исходим из важности сохранения общего санитарно-эпидемиологического пространства этого пространства. Россия готова сыграть свою роль в этом процессе. Именно поэтому мы продолжаем оказывать всестороннюю помощь друзьям по Содружеству в противодействии COVID-19. Взаимная поддержка и взаимовыручка в непростой ситуации естественна и нормальна. Это то, что отличает ближайших друзей и союзников, которые бок о бок жили столетиями.
С начала пандемии мы направили в государства СНГ более сотни тысяч вакцин, большое количество тест-систем, медикаментов, средств индивидуальной защиты, мобильных диагностических комплексов и современных микробиологических лабораторий. По линии Минздрава России, Минобороны России, Роспотребнадзора в страны Содружества для оказания научно-методической поддержки и накопления собственного опыта выезжают российские специалисты-медики.
На повестке дня – углубление налаженного предметного взаимодействия и оказание всей необходимой научно-методической поддержки. Отмечаем эффективность регулярных контактов между эпидемиологическими службами наших стран, в частности в рамках заседаний Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. Отрадно, что совершенствуется договорно-правовая база Содружества.
- Одна из волнующих граждан стран СНГ тем – непризнание Россией сертификатов о вакцинации "Спутником V" за границей (то есть, прививка "Спутником", например, в казахстанской поликлинике в России не признается), что создает ряд проблем множеству мигрантов из стран Содружества. Из-за чего возникла такая проблема и какие пути для ее решения существуют сегодня?
Хотел бы начать с того, что российская вакцина "Спутник V" активно применяется абсолютно во всех странах СНГ, кроме разве что Украины, пользуется доверием и, как следствие, большим спросом у местного населения. Поставки, как я уже говорил, исчисляются сотнями тысяч доз первого и второго компонентов. В Армении, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане успешно налажено лицензионное производство, с Азербайджаном такой вопрос в стадии обсуждения. Считаю, что это большая победа отечественной науки, в том числе в международном разрезе. Восстановлению мобильности населения в условиях пандемии помогает также реализация совместного проекта в области инноваций и информационных технологий – цифровое приложение "Путешествую без COVID-19". Его участниками являются все страны ЕАЭС и большинство партнеров по СНГ.
В настоящее время под общей координацией Правительства Российской Федерации ведется обстоятельная работа по международному признанию сертификатов о вакцинации российскими препаратами, включая тему признания QR-кодов вакцинных сертификатов, с иностранными государствами, зарубежными экономическими и политическими объединениями. Создана соответствующая межведомственная рабочая группа под руководством Минздрава России. Идут профильные консультации с рядом стран, среди которых Казахстан, в ходе которых обсуждается форма договоренности и другие правовые аспекты.
Убежден, что многие граждане не только Российской Федерации, но и целого ряда других государств, прежде всего стран СНГ, рассчитывают на скорейшее решение проблемы с признанием сертификатов. Хочу заверить, что МИД России со своей стороны делает для этого все возможное.