ЦХИНВАЛ, 28 сен – Sputnik, Элина Габараева. Кавказский барс (переднеазиатский леопард) - один из самых сложных объектов восстановления в Сочинском Центре, рассказал на пресс-конференции в Sputnik Южная Осетия доктор биологических наук, профессор, специалист в области экологии животных, директор Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, академик РАН Вячеслав Рожнов.
По его словам, ситуация была осложнена тем, что процесс восстановления начинался с нуля.
В 2007 году институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова, российской академией наук (ИПЭЭ РАН) и WWF России была разработана программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда на территории Западного Кавказа. Восстановление проходит путем разведения чистокровных особей, собранных из разных зоопарков в специальном Центре и последующей реинтродукции животных, обладающих соответствующими нормами здоровья и поведения. Так, в Северной Осетии уже дважды выпустили особей кавказского барса, готовятся к выпуску еще несколько хищников.
Рожнов подчеркнул, что если другие виды животных присутствуют в дикой природе, то барс на Кавказе практически исчез.
"Потому был создан специальный питомник для их разведения и внедрения в природу", - уточнил он.
Вячеслав Рожнов
© Sputnik / Natalia Airiyan
Как отметил доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (РАН), директор Прикаспийского института биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН Магомед-Расул Магомедов, барс находится на вершине пищевой пирамиды и является главным индикатором биосистемы – если он может жить на определенной территории, значит, там достаточное число парнокопытных и растительной базовой экосистемы. Таким образом, по словам ученого, наличие на постоянной основе высшего хищника - барса - на той или иной местности, говорит о благополучии всей экосистемы.
"Если барс из Северной Осетии перешел на территорию Южной Осетии, значит, ему, как исследователю, виднее, где благополучная среда обитания. Но это все надо исследовать, а для исследований нужен ботанический стационар, изучающий южный склон центральной части Кавказа. Этот центр станет великолепным культурным местом для Южной Осетии, с возможностью реализации своего научного потенциала многих ученых России", - сказал Магомедов.
Ученый рассказал, что для того, чтобы животное выжило в естественной среде, нельзя приучать барса к человеку. Необходимо, чтобы животные избегали людей и охотились на естественную добычу (копытных и псовых) и при этом не нападали на домашний скот.
Помимо того, место выпуска в дикую среду молодого барса должно быть с благоприятными ресурсами: необходимым условием считается наличие определенного количества копытных на единицу площади, чтобы затраты энергии на поимку жертвы были меньше, чем он получает, съев добычу.
"Вчера мы ездили в селение Ерман, где Бала Иванович (Бала Бестуаты - глава комитета геологии экологии и природопользования Южной Осетии - ред.) показывал нам горы, где обитает серна, а это тоже животное, которым питается барс. Бала Иванович также рассказал, что инспекторы периодически встречали животное, очень похожее на барса в местах, где обитают парнокопытные. Это все нуждается еще в исследовании, но такая информация для нас очень важна", - отметил Вячеслав Рожнов.
Бала Бестауты
© Sputnik / Natalia Airiyan
В свою очередь, Бала Бестауты отметил, один из двух переднеазиатских леопардов, выпущенных в национальном парке Северной Осетии "Алания" в июле 2018 года, согласно показаниям GPS-ошейника, перешел на территорию Южной Осетии, после чего сигнал с ошейника самца пропал в январе 2019 года.
"Все думали, что с барсом что-то случилось. Его долго искали. Спустя время, один из наших егерей в окрестностях горы Зикара видел барса на расстоянии 50-60 метров. Был еще случай, когда в Знаурском районе рядом с селением Цорбис также видели барса", - рассказал Бестауты.
Он подчеркнул, что барс должен здесь прижиться, так как в Южной Осетии прекрасная кормовая база для хищника.