ЦХИНВАЛ, 23 авг – Sputnik, Дзерасса Техова. В Южной Осетии вот уже пятый год успешно действует билингвальная образовательная программа для дошколят "Малусаг" (Подснежник). Как рассказала Sputnik соавтор проекта, декан факультета осетинской филологии и ПМНО Юго-Осетинского госуниверситета (ЮОГУ) Инга Тибилова, цели программы успешно выполняются, и она уже дала свои первые плоды.
"Каждый год мы проверяем садики, разговариваем с детьми по-осетински и по-русски. Ребята с огромным удовольствием отвечают на родном языке, рассказывают стихотворения. Знают то, что положено для их возраста. Их лексика обогатилась", - подчеркнула Тибилова.
В то же время она отметила, что пандемия коронавируса отрицательно сказалась на работе проекта.
"Образовательные учреждения были закрыты на карантин, дети отстали от программы. Я сама разговаривала с несколькими заведующими детских садов. Они сказали, что постараются наверстать упущенное. Воспитатели и так усиленно работают над тем, чтобы все дети знали осетинский язык. Если по программе и в дальнейшем будут работать с усердием, то будущее поколение будет свободно владеть родным языком и излагать свои мысли. Нас узнают по нашему языку. Человек, уважающий себя, должен знать свой язык", - сказала соавтор программы.
Тибилова добавила, что приобретенные детьми знания в дальнейшем не забываются.
"Фундамент уже заложен, ребенок в садике получает определенные знания. Эта программа продолжается и в школе. Если в семье разговаривают на осетинском языке, то знания будут углубляться. А в школе изучают язык и литературу, уроки по национальным традициям и географии теперь тоже ведутся на осетинском", - заметила она.
Еще один соавтор программы "Малусаг", музыкант Фатима Босикова также подчеркнула, что программа уже оправдала себя.
"Так как она является билингвальной, наши дети начали грамотнее излагать свои мысли на осетинском языке. Программа предполагает обучение детей пению, игре на музыкальных инструментах, основным элементам хореографии. Учеными доказано, что музыка влияет на области мозга, отвечающие за внимание и память. Мои наблюдения показывают, что у нас есть гиперактивные дети, дети с синдромом дефицита внимания. После прослушивания классической музыки они лучше справляются с различными задачами", - рассказала Босикова.
Она добавила, что постаралась подобрать музыкальный материал, который соответствует развитию дошкольников. В программе разработана система контроля и диагностики, которая позволяет видеть развитие каждого ребенка, степень освоения программы.
"Мы также встречаемся и с родителями, выявляем музыкально одаренных детей. Направляем их в учебные заведения, где они могут развить свой дар", - отметила музыкант.
Учебная программа "Малусаг" была внедрена в югоосетинские детские сады в 2016 году. Ее разработкой занималась профессор Зоя Битарты совместно со специалистами различных областей. Проект состоит из 42 учебных пособий и основан на обучающих играх. Кроме того, в программу включены учебники по математике, логическому мышлению, риторике, изобразительному искусству, пению.