Вклад школы в становление личности, как академический, так и социальный, крайне трудно переоценить. Тем не менее, в последние годы все больше родителей отказываются от классического школьного образования. Причины, побуждающие их на это, зачастую полярно противоположны, но итог, как правило, один.
Кто-то отказывается от классической школы ввиду низкого уровня академического образования и нагрузок, иные, наоборот, уходят из-за чрезмерного давления на ребенка, особенно последние два-три класса, а третьи, из-за индивидуальных особенностей или внешнего давления, когда тяжело дается социализация в школе.
Как мы все прекрасно знаем – "свято место пусто не бывает". Множество экспериментальных методов, от весьма экстравагантных до научно выверенных, появлялись и исчезали в течение последнего века. До XXI века, к счастью, дошли не все из методик альтернативного образования, а те, что дошли, в последние годы показывают, что вполне могут потягаться в эффективности и результатах с классическим школьным образованием.
На данный момент, не считая домашнего обучения и дополнительных курсов, существует перечень альтернативных форм обучения, представляющих из себя школы с авторскими методами обучения и взаимодействия между участниками учебного процесса. Давайте подробнее рассмотрим наиболее популярные из них.
"Школа диалога культур" Библера
Из интересных школ с альтернативными методиками можно выделить крайне любопытную "Школу диалога культур"" В. Библера. Главной особенностью этой школы является любопытная методика, по которой, вместо привычных классов, дети обучаются в группах, последовательность которых соответствует этапам развития человечества – древность, античность, средневековье, возрождение и так далее. В каждом классе дети изучают научные и культурные достижения определенной эпохи. Предполагается, что такая методика поможет ученику постепенно и последовательно воспринять информацию, как бы "проходя" путь человечества от базовых знаний до фундаментальных открытий и передовых научных теорий.
Школы Монтессори
Еще одна крайне популярная методика, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, заключается в так называемом "свободном сенсорном обучении". Основные постулаты педагогики Монтессори - это свобода в выборе объема знаний и познание через открытие. Так, согласно первому принципу, каждый учащийся получает именно те знания и их объемы, которыми он интересуется в данный момент.
Второй принцип - "познания через открытие" заключается в том, что учащийся работает и обучается на базовом материале, без итогового знания. Учитель лишь направляет вектор мыслей и идей, а ребенок раз за разом "самостоятельно" совершает открытие. При такой методике, когда ребенок сам "докапывается" до истины, а не получает готовые факты, очевидна разница в глубине понимания материала и его ценности.
В школах Монтессори педагоги не выступают в роли дикторов и менторов, они лишь направляют естественную тягу ребенка к познанию мира. Ребенок обучается тому, что ему интересно, без внутреннего конфликта и давления, в своем темпе, не соревнуясь с остальными.
Вальдорфская педагогика
Крайне популярным методом гуманитарного обучения является "Вальдорфская школа" Рудольфа Штайнера. В основе методики лежит принцип "неопережения", согласно которому, ребенок развивается и познает мир в естественном природном темпе. Суть вальдорфской педагогики состоит в том, что детей не заставляют изучать сложные предметы и навыки до тех пор пока они не подготовятся к ним психоэмоционально. Детство священно в вальдорфских школах, согласно этому постулату, дети первые годы обучения в школе получают элементарные знания и навыки коммуникации через игры.
Благодаря такой методике, школа, в отличие от классической, становится местом, ассоциирующимся с радостью и интересным времяпрепровождением. Позже, с каждым годом, нагрузка равномерно усиливается, но из-за плавного перехода и комфорта учеников она вполне успешно воспринимается, зачастую даже быстрее и лучше, чем в обыкновенных школах.
Еще одним принципиальным отличием является отношение к учебному процессу и воспитанию моральных принципов учеников. Первый вопрос решается очень легко - в вальдорфских школах поощряется физический труд и тактильное изучение материалов. Предполагается, что через физическое изучение и взаимодействие мозг гораздо лучше воспринимает информацию, нежели через сухую диктовку обезличенного текста в душных классах.
Что же касается воспитания моральных качеств, то им уделяется особое внимание. С ранних лет, помимо творческого мышления и дедукции, детям прививаются принципы гуманизма и социальной ответственности. Неоспоримым преимуществом данной школы, по мнению специалистов, является то, что ее ученики выходят из нее с высочайшим уровнем эмоциональной и социальной зрелости.
Конечно, на данный момент, невозможно перевести всех детей на альтернативные методы обучения. Да и что греха таить, большинству людей это и не нужно. Помимо этого, у альтернативных школ есть ряд минусов, вроде стоимости обучения, социального дистанцирования и актуализации знаний. Однако ряд этих минусов никак не "перекрывает" огромное число плюсов, позволяющих ребенку избавиться от постоянного стресса, внешнего давления и перманентной скуки, которую дети часто компенсируют опасным поведением. Итоговое решение, в любом случае, остается за родителями, благо огромные спектры прямых и дистанционных методов обучения доступны сейчас в самых различных формах.