Этот день, установленный в XVI веке и и позже забытый, был восстановлен для празднования на Поместном Соборе 1918 года, а многие из принявших это решение вскоре стали мучениками и тоже были причислены к собору русских святых. Сегодня Русская Православная Церковь поминает тот многообразный сонм христиан, говоривших по-русски.
История праздника
Установление этого праздника связано с именем новгородского архиепископа Макария, главной заслугой которого стал его многолетний кропотливый труд по собиранию и систематизации всего агиографического и гимнографического наследия православной Руси, известного к тому времени.
Более 12 лет (1529 - 1541 годы) святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи. В этот сборник вошли жития многих русских святых.
В 1547-1549 годах, став предстоятелем Русской церкви, святитель Макарий провел в Москве несколько Соборов, результатом которых стало торжественное прославление 30 новых общецерковных и 9 местночтимых святых и установление дня общей памяти "новых чудотворцев Русских".
Однако после большого духовного подъема, вызванного Московскими Соборами 1547 и 1549 гг., к концу XVI века праздник Всех русских святых стал забываться и на протяжении Синодального периода сохранялся только у старообрядцев.
Восстановил его Поместный собор Русской церкви 1917-1918 годов. Но из-за последовавших гонений на церковь повсеместное празднование памяти Всех русских святых реально началось лишь после Великой Отечественной войны.
От них пошла Святая Русь
Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Подвигом русских святых освящена вся Россия. Они не только спасали души, но и руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие.
Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им из всех многочисленных народов только русский народ избрал в названии своей страны слово "Святая" – Святая Русь.
В XX веке свершился великий мученический подвиг, отмеченный актами канонизации в 2000 г., когда за один год было прославлено Святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. До этого времени среди русских святых больше всего было преподобных, сейчас же среди небесных заступников России большинство составляют мученики. Подвиг святости в России – подвиг мученичества.
Традиции праздника
В День всех святых, в земле Российской просиявших, православные христиане традиционно посещают церковь, где проходит праздничная служба, и отдают дань памяти праведникам.
Этот праздник не принято относить к веселым датам, поэтому хозяйки не устраивают шумных застолий.
Особое внимание в этот день принято уделять благотворительности. Считается, что в образе нищих о помощи могут просить умершие, поэтому им нельзя отказывать в милостыне.