Хотелось бы нам того или нет, но Южная Осетия является частью мирового сообщества, как в фактическом смысле, так и в сфере глобального информационного пространства, а значит, нам свойственны те же болезни, от которых страдает все остальное человечество.
Как часть мирового сообщества, мы разделяем с остальным миром все тяготы XXI века, что, к сожалению, доказала пандемия коронавируса. Однако болезни и мутации бывают не только физическими, но и социальными. Думаю, ни для кого не секрет, что государства, народы и целые нации проходят за период своего существования все этапы, свойственные отдельной особи – рождение, взросление, становление, торжество, угасание и смерть.
Закономерно возникает вопрос: "А как понять на каком мы сейчас этапе?". Точно так же, как и у болезней присущих телу, болезни общества имеют симптомы, один из которых, по сути, является главным маркером социокультурных процессов. Речь идет о многострадальном институте брака, который, после столетия бесконечных атак на себя со всех сторон, кажется, все-таки начал "угасать".
Начнем, пожалуй, с простых чисел. В данный момент статистика разводов по миру показывает, что в развитых странах количество разводов относительно заключенных браков редко опускается ниже 50-60%, а в особо "удачные" годы колеблется у 100%. В России, к сожалению, дела тоже обстоят не лучшим образом. Так, например, в 2020 году распалось 73% заключенных браков, и это при условии, что некоторые регионы традиционно сильно "выправляют" брачную статистику и демографию.
В Южной Осетии дела обстоят чуть лучше, чем в России – за 2020-й год развелись только 50% браков, заключенных в том же году. Все бы хорошо, но специфика нашего менталитета создает некоторые проблемы, не свойственные нашим добрым соседям. В отличие от многих стран с развитой социальной жизнью и коммуникацией, в Осетии до сих пор сохраняются традиционные паттерны, из-за которых людям, в особенности женщинам, гораздо труднее выйти замуж повторно. Причиной тому, как это у нас обычно бывает, является общественное осуждение, стигматизация сексуального опыта и ханжество. Традиции традициями, но вот в чем собственно проблема – мировой кризис института брака прямо противоречит любым попыткам стигматизации разнообразного сексуального и жизненного опыта.
Речь вовсе не о том, что мы должны с радостью нырнуть в пучину разврата и декадентства, отринув любые нормы морали и общественного порядка (хотя, многие и не отказались бы, верно?). Вовсе нет. Проблема имеет скорее технический характер. Развитие общественных институтов, технологий и правовой системы создали ситуацию, когда мужчина и женщина абсолютно равноправны (кто-то наверняка поспорит, но сейчас не об этом) и автономны друг от друга. То есть, если раньше мужчина и женщина, становясь парой, делегировали друг другу права и обязанности, разделяя их "традиционным" образом, сейчас это встречается все меньше. Если раньше строгое распределение задач создавало внутри семьи взаимозависимость (читай "симбиоз"), то нынешние люди абсолютно свободны и независимы, как материально, так и законодательно.
В свободе, естественно, ничего ужасного нет, как раз наоборот, для человека естественно стремление к свободе. Но тем не менее, именно свобода лежит в основе "болезни" института брака. Даже в случае конфликтов и взаимных претензий, раньше пары удерживались вместе нормами общественной морали, строгими законами и пресловутой зависимостью друг от друга. Люди просто не могли разбежаться из-за таких мелочей, как "устали друг от друга" или "чувства уже не те". Вы не сможете друг без друга ни на эмоциональном уровне, ни на бытовом, а даже если сможете, общество, прямо или косвенно, будет вас удерживать.
Однако, к счастью или к сожалению, эти времена прошли. Сейчас пары удерживаются вместе только эмоциональными и сознательными процессами, не завися друг от друга материально и юридически. (Бывают конечно исключения, но они не несут тенденциозного характера, а скорее являются договором свободной воли). По этой причине в развитых странах процент разводов растет каждый год.
Ко всему прочему, не учитываются "не заключенные" браки, являющиеся, скажем так, альтернативными формами отношений. В западном мире в норму входят отношения, в которых пара превращается в квартет или вовсе не имеет какой-либо структуры, вроде полиаморных союзов. Каждый день все больше и больше людей ставят перед собой и обществом вопрос – зачем вообще нужно вступать в романтические союзы и, тем более, брачные? Множество альтернативных форм отношений и удручающая демография тому подтверждение. Институт брака как основа общества умирает на наших глазах.
Наша миссия, как людей думающих, состоит из трех непосредственных задач. Первая задача – это смена отношения к людям, разведенным или находящимся в долгом поиске. Эти люди не виноваты в том, что традиционные формы брака не отвечают их требованиям и чаяниям. Вторая задача – это отслеживание процессов и первопричин изменения социальной коммуникации с целью анализа и переформатирования проблемных вопросов общества. Последняя же наша задача, пусть и немного эфемерна и романтична, но не менее важна. Мы должны попытаться сохранить хоть что-то похожее на брачный союз и семью, пусть даже не в той форме, что сейчас, или, наоборот, еще более аутентичной. Семья и брачный союз – основа общества, словно клетка в организме. Если не станет семьи, человечество прекратит свое существование.