Режиссер "Дзуара" об идее и съемках фильма про кражу из святого места в Осетии - интервью

Лента рассказывает о мальчике, который идет на кражу из святого места, чтобы купить конфеты понравившейся девочке. Но даже такой, казалось, лирический мотив не оправдывает воровство, рассказала в интервью Sputnik Мадина Тоголокова
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В начале июня во Владикавказе в Доме кино прошел показ дебютного короткометражного художественного фильма "Дзуар" (Храм) режиссера Мадины Тоголоковой. По сценарию, мальчик крадет деньги из святого места, после чего с ним начинают происходить странные вещи.

Режиссер рассказала корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой, как возникла идея снять такой фильм, кто был прообразом главного героя и что было самым сложным на съемках.

– Мадина, расскажите о себе. Как вы пришли в режиссуру?

"Кино - это бизнес, а уже потом - искусство". Что можно сделать для его развития в Осетии?

– По образованию я актриса, окончила актерское отделение факультета искусств СОГУ (мастерская Алана Албегова). Потом уехала в Москву, какое-то время работала там. Вернулась в Осетию и начала заниматься монтажом. А когда открыли национальное телевидение (Ирыстон-ТВ), то стала работать там продюсером.

Я интересуюсь музыкой и занималась на телевидении масштабными музыкальными проектами. Продюсировала первый конкурс гармонистов и конкурс вокалистов, а также программы тематического вещания. После того, как на Ирыстон-ТВ сменилось руководство, я ушла, так как не нашла общий язык с новым директором. В частности, новый директор не хотел давать мне отпуск, чтобы я могла приступить к съемкам фильма.

– Как возникла идея снять свое кино?

– Я никогда не стремилась стать сценаристом или режиссером, все получилось само собой. На телевидении я получила профессиональный опыт, и потом, когда все чаще стали происходить случаи с воровством денег со святых мест, я стала об этом размышлять. Еще с детства я помню историю, которую нам часто рассказывала мама, она основана на реальных событиях – это история моего дяди. Так я написала сценарий фильма, а затем я подала его на грант "Росмолодежи".

– Ваш дядя знает о фильме?

– Дядя живет в Коми, и я связывалась с ним, чтобы уточнить детали. Но сам фильм он еще не видел.

– Что было самым сложным на съемках?

"Горжусь родной республикой!" Как Северную Осетию снимали в "Прямом эфире"

– Мне было легко написать первый вариант сценария – это был сценарий для полного метра, но в итоге пришлось сократить, так как нам бы не хватило средств. У меня не было опыта в написании сценария и приходилось спрашивать у знающих людей.

Каждый высказывал свои замечания, сценарий претерпел около двадцати редакций. Так, дорабатывать сценарий мне помогал Урузмаг Засеев (выпускник сценарного отделения ВГИК – ред.), помогал Заур Цогоев (выпускник режиссерского отделения московской киношколы "Арка"). Каждый внес свою лепту.

– В фильме мальчик не просто украл деньги, а потому что хотел на эти деньги купить конфеты девочке, которая ему нравится. Это художественный вымысел?

– Да, эту линию я додумала, потому что иначе все было бы слишком просто. На фильм выделен грант "Росмолодежи", он рассчитан на воспитание молодежи, и даже если этой лирической линией мы оправдали главного героя, то главная мысль все же в том, чтобы люди понимали – это не оправдание для такого поступка. Даже если ты воруешь, чтобы сделать приятное близкому человеку, тебе придется в любом случае за это расплачиваться. Хочется, чтобы дети понимали такие моменты.

– Вы сами актриса, у вас не было мысли самой сняться в этом фильме?

– Нет, мне легче по ту сторону камеры. А так бы я не видела, как играю, к тому же там сложная женская роль.

Режиссер "Дзуара" об идее и съемках фильма про кражу из святого места в Осетии - интервью

– Как собиралась команда? Как стали сотрудничать с Юлией Васильевой (продюсер, выпускница московской киношколы "Арка")?

– С Юлей мы познакомились благодаря Людвигу Джиоеву (актер, ведущий подкаста "LJOY"), они презентовали свой проект "Андердог" и на этой встрече я рассказала о своем сценарии. Учитывая свой опыт на ТВ, понимала, что продюсирование кино - это огромный организационный труд, на который уходит много времени и сил. Быть одновременно в роли продюсера и режиссера, я бы просто не смогла. Благодаря Юле, я полностью сконцентрировала свое внимание на режиссуре и работе с актерами.