В связи с недавними трагическими событиями в столице Татарстана, в ходе которых молодой человек с явными психическими проблемами устроил стрельбу в школе, в обществе вновь разгорелись бурные споры о природе подростковой жестокости, причинах экстремальных проявлений и способах превентивной защиты от подобных событий.
Самые оперативные "эксперты", как это обычно и происходит, поспешили обвинить во всем компьютерные игры, японские мультфильмы и прочие "ужасные" увлечения современной молодежи. Ничего удивительного, ведь общество, к большому сожалению, часто предпочитает перекладывать ответственность с себя на каких-то сторонних "козлов отпущения". Однако при достаточном уровне внимании и экспертности, эти теории не выдерживают никакой критики.
Сотни миллионов людей по всему миру увлекаются играми, анимацией, жестокими боевиками и фильмами ужасов, однако лишь единицы из них совершают нечто подобное. К сожалению, крайне вероятно, что ровно те же единицы совершили бы эти преступления, не увлекаясь жестокими видеоиграми или фильмами ужасов. Если мы изучим и систематизируем биографии известных маньяков и террористов, вдруг выяснится, что большинство из них публично не проявляли никаких маргинальных качеств, не выделялись и не увлекались какими-либо "подозрительными" играми и фильмами. Получается, что "костыль" в виде "ужасов" современной культуры не очень эффективен в вопросе анализа первопричин подобных трагедий.
Так что может быть причиной подобной жестокости и что мы можем с этим сделать?
Для начала, как бы это не было трудно, нужно подойти к вопросу с "холодной головой". Начнем с того, что события, подобные трагедии в Казани, уже не раз происходили в мире и даже в России. Печально то, что детальное и подробное изучение биографии преступников каждый раз показывает, что задолго до чудовищной трагедии убийца практически кричал о своих намерениях, а обстоятельства его жизни шаг за шагом вели к точке невозврата. Происхождение, финансовое состояние и статус в обществе играют в их биографиях вторичную роль. Первые и главные причины запуска кровавого психологического механизма – отчужденность и жестокость.
Представьте себе затравленного и униженного обществом юношу, которому не с кем поделиться своей болью и некого попросить о помощи. А теперь добавьте в этот бурлящий бульон хаос подростковых эмоций и гормонов. На выходе вы получите натянутую струну болезненной психики, которой нужно лишь одно неловкое движение до разрыва. А если юноша, как выяснилось недавно о фигуранте казанской трагедии, психически болен? Перед вами "идеальный" субстрат для рождения монстра.
Пугает то, что на деле до конкретных событий все уже бывает известно, однако общество предпочитает не обращать внимания на странных затравленных чудаков. Хотя, казалось бы, выработка механизма работы с подобными "радикалами" - жизненно важная задача. Что же мы имеем вместо этого? А то, что оружие продают юношам с явными проблемами психики. Ведь документы, необходимые для приобретения оружия, де-факто можно довольно просто достать - нужные печати часто проставляют "на автомате". Мы имеем 19-летнего парня, с "энцефалопатией", "вялотекущаей шизофренией" и "истерией", которого со всем этим букетом почему-то не поставили на учет, посчитали пригодным для военной службы и даже выдали лицензию на оружие. Дайте полному обид и бредовых идей шизофренику оружие и посмотрите, что произойдет.
Преступная халатность, безразличие к проблемам молодых маргиналов, поверхностный подход к работе с буллингом, психическими и социальными вызовами молодых социопатов – главные ингредиенты будущих трагедий. Пока споры будут вестись вокруг вопросов о том, как лучше наказать чудовище, совершившее страшное преступление в Казани, что еще нужно запретить детям, сколько еще охранников взять в штат школ – ничего не изменится. Трагедии, подобные этой, к сожалению, будут продолжаться до тех пор, пока люди не научатся профилактической работе с подобными болезнями общества.