Когда из всех утюгов звучат популярные песни из TikTok, во всех социальных сетях тысячи пользователей обсуждают подробности жизни и истории успеха нуворишей "тикитокеров", а звезды сервиса становятся лидерами мнений – становится крайне тяжело игнорировать эту тему.
Мало кто из нас не слышал про сервис TikTok. На сегодняшний день для подрастающего поколения это приложение наряду с YouTube и Instagram составляет практически монополию на поточную поставку развлекательного контента, а функция трамплина для социальной актуализации и самореализации, которую для молодежи сейчас представляет TikTok, и вовсе беспрецедентна.
Для поколений постарше до недавнего времени TikTok был очередной глупой безделушкой, не более чем источником разнообразного мусорного контента, однако со временем процент людей взрослых в TikTok начал расти в геометрической прогрессии. Как же так получилось, что китайский стартап за несколько лет стал одним из самых дорогостоящих сервисов, сумма рекламных контрактов исчисляется миллиардами, а влияние на популярную культуру и шоу-бизнес начинает приобретать пугающие масштабы?
История, как это обычно бывает, началась с простой идеи. В не очень далеком 2016 году, в славном городе Пекине, интернет-компания ByteDance выпустила приложение социальной сети "Доуинь", главной идеей которого было максимальное структурное упрощение контента и механизмов его распространения. В отличие от процесса создания и популяризации контента на YouTube, в приложении "Доуинь" процесс создания и монтажа видео-контента был максимально упрощен, а система рекомендаций и продвижения, на которую делался особый упор, позволяла пользователям очень быстро собирать большую аудиторию. Позже, набрав существенное количество пользователей и выйдя на мировой рынок под названием TikTok, "Доуинь" в ходе успешной покупки, сделанной компанией ByteDance, был объединен с другим похожим сервисом "Musical.ly", который, к слову, как не иронично, изначально был рассчитан на создание научно-популярного и развивающего контента.
Со всем этим багажом, с сотнями тысяч пользователей из стран Азии, TiKTok начал свое победоносное шествие на пути завоевания рынка мобильных развлечений. Благодаря тому, что создание популярного контента в TikTok предполагает музыкальное сопровождение, множество музыкальных лейблов и знаменитостей обратили свое внимание на сервис и начали "раскручивать" свои композиции через "челленджи" и "тренды" TikTok, чем, в свою очередь, привлекли еще больше аудитории в сервис и способствовали развитию приложения и лавинообразному росту количества его подписчиков.
Челленджи и тренды еще один "локомотив" популяризации TikTok. Сама идея насколько проста, настолько же и гениальна. "Тиктокеры" фактически сами создают замкнутую экосистему контента, начиная какие-то "тренды" (так в TikTok называют определенные действия и танцы под конкретную музыкальную композицию), сами же их бесконечно повторяя и распространяя, тем самым самостоятельно генерируя рост популярности композиции, под которую проходит "челлендж" или "тренд".
По причине легкодоступности и нарочитой простоты контента и его смысловой нагрузки, основными пользователями TikTok до сих пор являются дети, что, в свою очередь, создает приложению целый ряд проблем.
Во-первых, хозяева TikTok вынуждены вкладывать огромные деньги и ресурсы на постоянное модерирование сервиса, удалять слишком откровенный, провокационный и жестокий контент, что, однако, ввиду огромного потока нового контента, у них не всегда выходит безукоризненно.
Во-вторых, TikTok не раз обвинялся в незаконном сборе и использовании персональных данных пользователей, что в принципе уже серьезное преступление, но сбор персональной информации несовершеннолетних является преступным на многих уровнях этики и права.
В-третьих, помимо названных выше "локомотивов" популярности TikTok, еще одной движущей силой в привлечении аудитории и "раскрутке" популярности контента является пресловутая "сексуализация" или, если угодно, "нарочитая эротичность" танцев и "трендов" в TikTok. В принципе, в любом другом случае ничего удивительного и нового в этом нет, однако вид несовершеннолетнего ребенка, исполняющего сверхоткровенный, изобилующий вполне недвусмысленными движениями танец под какую-нибудь суперпопулярную композицию Cardi B – WAP, перевод текста которого оставим на усмотрение читателя, – не может не беспокоить адекватного наблюдателя, в особенности родителя.
Однако, главной проблемой TikTok и его "клонов", как грибы после дождя, расплодившихся на почве популярности сервиса, является не принцип "sex sells", не сомнительные танцы, и даже не сбор персональных данных. Уж подобными вещами грешат многие современные сервисы и приложения. Главная проблема и опасность TikTok – куда глубже и опаснее.
Чудовищная поверхностность, простота, благодаря которому в свое время TikTok и завоевал огромную популярность молодой и не очень аудитории, является главным аспектом тлетворного влияния на подрастающее поколение. Конечно, не TikTok является причиной чрезмерной простоты и поверхностности современной культуры развлечений и искусства, однако TikTok и его популярность, словно лакмусовая бумага, проявили страшные системные проблемы современного "общества потребления". Печально то, что, наблюдая за контентом TikTok и знаменитыми "тиктокерами", на ум каждый раз приходит одна и та же мысль: "О чем все это?". Вразумительного ответа, что закономерно, вам никто не даст. Ведь в отличие, например, от современного искусства, которому в свое время предъявляли те же претензии, искусствоведы ничего не смогут растолковать и пояснить относительно TikTok, так как он лишен последнего из множества ныне упраздненных аспектов искусства – смысла. Уникальным в негативном смысле контент TikTok делает то, что из самого процесса "творчества" в нем исключены самые важные аспекты – идея и процесс рефлексии, являющиеся основополагающими побудительными импульсами в процессе "творения".
Популярный контент TikTok – абсолютно бессмысленен, и, в сущности, представляет из себя бесконечную череду компиляций и копий, множественное копирование копируемого, один сплошной симулякр творчества. А что еще нужно от природы ленивому человеческому мозгу, как не множество раз пережеванная жвачка, как бы наполняющая его чем-то, но тут же переваривающаяся и забывающаяся? Конечно, для рекламодателей, медиа-гигантов и музыкальных лейблов, благодаря беспрецедентному потоку зрительского внимания и простоте "усвоения" смыла в TikTok – сверх меры. Да и заядлые пользователи TikTok конечно же возразят, описав множество полезных физкультурных функций сервиса и назвав с десяток развивающих "каналов", однако давайте честно, все это не более чем "ментальная гимнастика" и блажь. Все прекрасно понимают "о чем" это все и для чего. Люди не заходят в TikTok за самообразованием и развитием, как бы они сами себя не обманывали.
По большей части, причин пользоваться TikTok всего две: "раскручивание" своего "продукта" (или самого себя) и постоянное потребление третьесортного развлекательного контента, особо не загружающего голову и не отнимающего много времени. К слову, последнее, кроме очевидного примера клипового мышления и восприятия, еще и является когнитивным обманом. Дело в том, что хоть ролики в TikTok и длятся 15 секунд и, казалось бы, не отнимает много времени, однако механика приложения устроена так, что лента с видеороликами, по сути – бесконечна, а значит, благодаря грамотно выстроенной схеме рекомендаций и таргетирования может затягивать зрителя на многие часы.
Следует понимать, что сам по себе TikTok не является чем-то плохим и вредным, а система таргетирования, вместе с механикой самого приложения, и вовсе заслуживают звонких аплодисментов. Проблема в том, что TikTok создал "экосистему", в которой мотивируются и поощряются самые низкие и банальные рычаги популяризации, к которым, в погоне за славой, прибегают сотни миллионов пользователей, большинство из которых, напоминаю, – несовершеннолетние. А это, в первую очередь, ведет к тому, что подобные паттерны поведения могут оказать крайне тлетворное влияние на воспитание и становление личности подрастающего человека. Ко всему прочему, ужасающе простой и бессмысленный контент попросту забивает голову легкодоступной шлаковой информацией, а это, очевидно, не самая плодотворная почва для творчества и образования.
В связи с подобными тенденциями к упрощению и деградации массовой культуры остается надеяться, что TikTok, как и многие другие подобные сервисы, будет бесследно абсорбирован общественным сознанием или эволюционирует во что-то большее, а процессы, без сомнения ускоренные им, рано или поздно закончатся. В ходе осмысления феномена TikTok, в голову постоянно приходят слова Малевича, объяснявшего "ужасающую пустоту" своего знаменитого квадрата, "разрушившего" в свое время всю концепцию классической живописи. Со слов Малевича, квадрат был лишь творческим экспериментом, в котором он убрал из живописи все "лишние" составляющие, а на закономерный вопрос "Что дальше?", Малевич с нескрываемым удовольствием заявлял, что "дальше только зеркало".