TikTok. Что кроется за очередным феноменом массовой культуры?

О том, что такое TikTok, в чем причина его невероятной популярности и почему это все не так весело, как кажется, – в материале Sputnik
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Когда из всех утюгов звучат популярные песни из TikTok, во всех социальных сетях тысячи пользователей обсуждают подробности жизни и истории успеха нуворишей "тикитокеров", а звезды сервиса становятся лидерами мнений – становится крайне тяжело игнорировать эту тему.

Мало кто из нас не слышал про сервис TikTok. На сегодняшний день для подрастающего поколения это приложение наряду с YouTube и Instagram составляет практически монополию на поточную поставку развлекательного контента, а функция трамплина для социальной актуализации и самореализации, которую для молодежи сейчас представляет TikTok, и вовсе беспрецедентна.

Эффект Mass Effect. Как новости об экранизации знаменитой игры взбудоражили интернет

Для поколений постарше до недавнего времени TikTok был очередной глупой безделушкой, не более чем источником разнообразного мусорного контента, однако со временем процент людей взрослых в TikTok начал расти в геометрической прогрессии. Как же так получилось, что китайский стартап за несколько лет стал одним из самых дорогостоящих сервисов, сумма рекламных контрактов исчисляется миллиардами, а влияние на популярную культуру и шоу-бизнес начинает приобретать пугающие масштабы?

История, как это обычно бывает, началась с простой идеи. В не очень далеком 2016 году, в славном городе Пекине, интернет-компания ByteDance выпустила приложение социальной сети "Доуинь", главной идеей которого было максимальное структурное упрощение контента и механизмов его распространения. В отличие от процесса создания и популяризации контента на YouTube, в приложении "Доуинь" процесс создания и монтажа видео-контента был максимально упрощен, а система рекомендаций и продвижения, на которую делался особый упор, позволяла пользователям очень быстро собирать большую аудиторию. Позже, набрав существенное количество пользователей и выйдя на мировой рынок под названием TikTok, "Доуинь" в ходе успешной покупки, сделанной компанией ByteDance, был объединен с другим похожим сервисом "Musical.ly", который, к слову, как не иронично, изначально был рассчитан на создание научно-популярного и развивающего контента.

Со всем этим багажом, с сотнями тысяч пользователей из стран Азии, TiKTok начал свое победоносное шествие на пути завоевания рынка мобильных развлечений. Благодаря тому, что создание популярного контента в TikTok предполагает музыкальное сопровождение, множество музыкальных лейблов и знаменитостей обратили свое внимание на сервис и начали "раскручивать" свои композиции через "челленджи" и "тренды" TikTok, чем, в свою очередь, привлекли еще больше аудитории в сервис и способствовали развитию приложения и лавинообразному росту количества его подписчиков.

Ханжество и лицемерие как симптомы "больного" общества

Челленджи и тренды еще один "локомотив" популяризации TikTok. Сама идея насколько проста, настолько же и гениальна. "Тиктокеры" фактически сами создают замкнутую экосистему контента, начиная какие-то "тренды" (так в TikTok называют определенные действия и танцы под конкретную музыкальную композицию), сами же их бесконечно повторяя и распространяя, тем самым самостоятельно генерируя рост популярности композиции, под которую проходит "челлендж" или "тренд".

По причине легкодоступности и нарочитой простоты контента и его смысловой нагрузки, основными пользователями TikTok до сих пор являются дети, что, в свою очередь, создает приложению целый ряд проблем.

Во-первых, хозяева TikTok вынуждены вкладывать огромные деньги и ресурсы на постоянное модерирование сервиса, удалять слишком откровенный, провокационный и жестокий контент, что, однако, ввиду огромного потока нового контента, у них не всегда выходит безукоризненно.

Во-вторых, TikTok не раз обвинялся в незаконном сборе и использовании персональных данных пользователей, что в принципе уже серьезное преступление, но сбор персональной информации несовершеннолетних является преступным на многих уровнях этики и права.

В-третьих, помимо названных выше "локомотивов" популярности TikTok, еще одной движущей силой в привлечении аудитории и "раскрутке" популярности контента является пресловутая "сексуализация" или, если угодно, "нарочитая эротичность" танцев и "трендов" в TikTok. В принципе, в любом другом случае ничего удивительного и нового в этом нет, однако вид несовершеннолетнего ребенка, исполняющего сверхоткровенный, изобилующий вполне недвусмысленными движениями танец под какую-нибудь суперпопулярную композицию Cardi B – WAP, перевод текста которого оставим на усмотрение читателя, – не может не беспокоить адекватного наблюдателя, в особенности родителя.

77-летняя бабушка из России "взорвала" TikTok, собрав миллионы просмотров - видео

Однако, главной проблемой TikTok и его "клонов", как грибы после дождя, расплодившихся на почве популярности сервиса, является не принцип "sex sells", не сомнительные танцы, и даже не сбор персональных данных. Уж подобными вещами грешат многие современные сервисы и приложения. Главная проблема и опасность TikTok – куда глубже и опаснее.

Чудовищная поверхностность, простота, благодаря которому в свое время TikTok и завоевал огромную популярность молодой и не очень аудитории, является главным аспектом тлетворного влияния на подрастающее поколение. Конечно, не TikTok является причиной чрезмерной простоты и поверхностности современной культуры развлечений и искусства, однако TikTok и его популярность, словно лакмусовая бумага, проявили страшные системные проблемы современного "общества потребления". Печально то, что, наблюдая за контентом TikTok и знаменитыми "тиктокерами", на ум каждый раз приходит одна и та же мысль: "О чем все это?". Вразумительного ответа, что закономерно, вам никто не даст. Ведь в отличие, например, от современного искусства, которому в свое время предъявляли те же претензии, искусствоведы ничего не смогут растолковать и пояснить относительно TikTok, так как он лишен последнего из множества ныне упраздненных аспектов искусства – смысла. Уникальным в негативном смысле контент TikTok делает то, что из самого процесса "творчества" в нем исключены самые важные аспекты – идея и процесс рефлексии, являющиеся основополагающими побудительными импульсами в процессе "творения".

Что такое талант: как определить и раскрыть врожденные преимущества?

Популярный контент TikTok – абсолютно бессмысленен, и, в сущности, представляет из себя бесконечную череду компиляций и копий, множественное копирование копируемого, один сплошной симулякр творчества. А что еще нужно от природы ленивому человеческому мозгу, как не множество раз пережеванная жвачка, как бы наполняющая его чем-то, но тут же переваривающаяся и забывающаяся? Конечно, для рекламодателей, медиа-гигантов и музыкальных лейблов, благодаря беспрецедентному потоку зрительского внимания и простоте "усвоения" смыла в TikTok – сверх меры. Да и заядлые пользователи TikTok конечно же возразят, описав множество полезных физкультурных функций сервиса и назвав с десяток развивающих "каналов", однако давайте честно, все это не более чем "ментальная гимнастика" и блажь. Все прекрасно понимают "о чем" это все и для чего. Люди не заходят в TikTok за самообразованием и развитием, как бы они сами себя не обманывали.

По большей части, причин пользоваться TikTok всего две: "раскручивание" своего "продукта" (или самого себя) и постоянное потребление третьесортного развлекательного контента, особо не загружающего голову и не отнимающего много времени. К слову, последнее, кроме очевидного примера клипового мышления и восприятия, еще и является когнитивным обманом. Дело в том, что хоть ролики в TikTok и длятся 15 секунд и, казалось бы, не отнимает много времени, однако механика приложения устроена так, что лента с видеороликами, по сути – бесконечна, а значит, благодаря грамотно выстроенной схеме рекомендаций и таргетирования может затягивать зрителя на многие часы.

Человечество в плену иллюзий: как симулякры изменили историю и искажают современность

Следует понимать, что сам по себе TikTok не является чем-то плохим и вредным, а система таргетирования, вместе с механикой самого приложения, и вовсе заслуживают звонких аплодисментов. Проблема в том, что TikTok создал "экосистему", в которой мотивируются и поощряются самые низкие и банальные рычаги популяризации, к которым, в погоне за славой, прибегают сотни миллионов пользователей, большинство из которых, напоминаю, – несовершеннолетние. А это, в первую очередь, ведет к тому, что подобные паттерны поведения могут оказать крайне тлетворное влияние на воспитание и становление личности подрастающего человека. Ко всему прочему, ужасающе простой и бессмысленный контент попросту забивает голову легкодоступной шлаковой информацией, а это, очевидно, не самая плодотворная почва для творчества и образования.

В связи с подобными тенденциями к упрощению и деградации массовой культуры остается надеяться, что TikTok, как и многие другие подобные сервисы, будет бесследно абсорбирован общественным сознанием или эволюционирует во что-то большее, а процессы, без сомнения ускоренные им, рано или поздно закончатся. В ходе осмысления феномена TikTok, в голову постоянно приходят слова Малевича, объяснявшего "ужасающую пустоту" своего знаменитого квадрата, "разрушившего" в свое время всю концепцию классической живописи. Со слов Малевича, квадрат был лишь творческим экспериментом, в котором он убрал из живописи все "лишние" составляющие, а на закономерный вопрос "Что дальше?", Малевич с нескрываемым удовольствием заявлял, что "дальше только зеркало".