Симулякр – термин, претерпевший на протяжении истории и развития философской мысли множество значений и трактовок. Первым человеком, применившим понятие "симулякр", был античный философ Платон. У Платона симулякром называлась тенденция к искажению изначального смысла или образа через неоднократное копирование прообраза, а если быть точнее - "копия копии".
Таким образом, по Платону, скульптура и рисунок, например, являются копиями, исказившими объективную реальность, а вот копии этих копий были уже симулякром. Платон считал, что в симулякре даже первой волны остается совсем немного от оригинала, а чем больше копий и волн искажения, тем меньше у симулякра остается черт первоисточника. Соответственно, тенденция к искажению устремлена центробежно.
Хорошим примером теории Платона можно назвать истории о каких-то конкретных событиях, которые многократно пересказываются, но с каждым разом, с каждым новым рассказчиком обрастают новыми деталями, лишаются отдельных аспектов и, по итогу, превращаются, в лучшем случае, в чрезвычайно искаженную свою версию, а зачастую и вовсе в совершенно другую историю. Рассказ друга о конфузе, произошедшем с одногруппницей позавчера, или легенда про царя Леонида и его спартанцев – мимикрируют по одному механизму и, в сущности, являются симулякрами.
Современное определение симулякра, как "примера без первоисточника", "копии без оригинала", появилось под воздействием интеллектуального труда целой плеяды философов, главным из которых можно смело назвать Жана Бодрийяра, посвятившего изучению и описанию структуры симулякров большую часть своей жизни.
В начале своего пути Бодрийяр с коллегами не привносили в термин симулякр каких-то дополнительных значений и оттенков, понимая его как своеобразную искаженную трактовку первоисточника, однако, постепенно анализируя структуру данного процесса и новые веяния современности, Бодрийяр пришел к идее, что зачастую симулякр полностью заменяет собой первоисточник, а если быть точным, симулякр может быть первоисточником сам по себе, без оригинала.
Самые интересные свойства симулякров - их универсальность и тенденция к самовоспроизведению. Каждый носитель симулякра, воспринимая его и трактуя, создает тем самым новый симулякр. Как пример можно привести идею о "настоящей женщине" или "настоящем мужчине". Каждый из нас за свою жизнь не раз сталкивался с нравоучениями, или рассуждениями, превозносящими некий идеалистический образ настоящих мужчины и женщины, к модели поведения которых необходимо стремиться. Только вот небольшая загвоздка, а где они находятся? Можно ли с ними познакомиться? Да и вообще, такие ли уж они "настоящие"? Проблема в том, что никакого первоисточника этого образа нет. Даже если вы подумаете о том, что наверняка сможете назвать какие-то конкретные черты этого образа, вы не более чем жертва еще одного симулякра. Каждый человек, придает этим образам приятные именно ему качества.
Можете, кстати, ради интереса спросить дюжину своих друзей, какими на их взгляд должны быть настоящие мужчины или женщины. Вы удивитесь, но образы эти будут блуждать между сонмом разных деталей, зачастую прямо противоречащих друг другу. Так, например, для одной девушки настоящий мужчина - это заботливый и чуткий джентльмен, посвящающий себя семье и близким, а для другой – страстный дикарь, творец и индивидуалист, идущий по головам к великой цели. Да, возможно вы и не согласны, возможно ваш образ именно тот самый, а эти не более чем крайности. Сюрприз, это тоже симулякр.
Помимо социальной жизни, симулякры проникли абсолютно во все сферы человеческой деятельности. Современная культура, представляющая собой бесконечную переработку некого первоисточника, творческий потенциал без какого-либо практического проявления. Например, кино, снятое по книге – симулякр, да что уж там, сюжет в котором рассказывается несуществующая история несуществующих людей, как вы уже поняли, тоже симулякр. Что уж говорить про бесчисленные ремейки, искажающие под критерии и требования современного рынка устаревшие первоисточники. Удивляться тут нечему - шоу-бизнес, сам по себе, является иллюзией, и все его составляющие, от музыкальной индустрии до самых простых представлений, без симулякров попросту нежизнеспособны.
Но как относиться к тем прецедентам, когда симулякры проникают в те сферы, от которых зависят здоровье, жизни людей и судьбы целых стран? Вспомните, сколько раз, купившись на прекрасные образы и ложные обещания в рекламе, вы покупали продукт, который на деле оказывался, в лучшем случае, уродливой пародией обещанного. Сколько раз вы подвергались давлению и агрессии, мотивами которым служили стереотипы о вашем поле, национальности? Разве в этом случае симулякры не становятся чем-то на самом деле опасным? Да что там, иногда политики и СМИ, путем манипуляций и заведомо ложных утверждений, создают совершенно новый образ события, делая, например, агрессора жертвой, а жертву агрессором. Думаю, наши соотечественники легко смогут вспомнить пару примеров из новейшей истории.
Вся проблема в том, что симулякры, безобидные или опасные, уже не искоренить из нашей жизни. Они настолько проникли в нашу культуру, что большую часть из них мы не увидим даже в упор, к другой - будем относиться как к некому моральному ориентиру, а какие-то и вовсе стали для общества основополагающими столпами. Правда в том, что XXI век является эпохой торжествующих иллюзий, эпохой победивших симулякров. Единственное, что можно противопоставить этой всеобъемлющей иллюзии, это – искренность и объективность, которые, к слову, в наше время считаются чем-то архаичным и нежизнеспособным, своего рода иллюзией, симулякром.